Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Флоренция. Первое знакомство



"В то время как великие художники Флоренции — Донател­ло,
Леонардо, Микеланджело — казалось, упорно не хотели иметь
ничего общего со своим городом, художники Венеции на родине
чувствовали себя легко".
П.Акройд "Венеция. Прекрасный город"

Окна наши выходили на рынок под портиками, с прекрасными
гранитными колоннами и аркадами, и с городским фонтаном в
виде исполинского бронзового кабана, из пасти которого бьет
вода (классическое произведение, красоты необыкновенной); <...>
Но что для меня, арестованного во Флоренции обстоятельствами,
было всего страннее, так это то, что шатающиеся иностранцы
(а из них много народу очень богатого) наполовину остались во
Флоренции и даже вновь приезжали; тогда как почти все, со всей
Европы, хлынули с наступлением жаров на воды в Германию. Я
не понимал, ходя по городу и встречая нарядных англичанок и
даже француженок: как можно жить добровольно в таком аде,
имея деньги на выезд.
Достоевский Ф. М. Письма из Флоренции

Во Флоренции на площади перед палаццо Питти на одном из
домов висит мемориальная табличка, сообщающая, что здесь
Ф. М. Достоевский написал роман «Идиот».


Первое, что бросается в глаза во Флоренции - это странно унылая цветовая гамма. Весь город однообразно тусклых коричнево-желтых тонов:


И даже церковные фасады это ощущение не перебивают, при всей их, вроде бы, яркости. Почему? Может так от того, что и они, на удивление, единообразны? Будто городской совет утвердил типовой проект, в рамках которого все и оформлено. Получается как с детскими площадками в Москве: когда видишь одну — она ярка и красива, но после третьего десятка начинает мучить дежавю. Но вернемся к фасадам, их цветовая гамма бело–зеленая, с простым геометрическим узором, иногда с добавлением розового или синего.


Но даже так, почему–то получается что–то утилитарное, больше напоминающее архитектурные планы, ну или монтажные схемы. Вообще после буйства Венеции город выглядит рационально–строгим. Такое ощущение, что это не город, а огромный офис гигантской корпорации, обстановка и отделка в котором дороги, но сдержаны, изысканы, но рациональны и унифицированы для сокращения издержек за счет объемов.


Ночь добавляет городу немного шарма, но печать рационального торгашества на всем остается. Это не Савва Морозов, это учет и контроль всего. При этом Флоренция для меня оказалась первым итальянским городом, где глаз все время спотыкается о "шероховатости" дизайна и в оформлении витрин, и в рекламе, и в одежде. Все добротное, само по себе стильное, но взятое вместе вызывает ощущение, что ты в северной Европе, где-нибудь в Германии, Бельгии или Дании.


Центр города совсем небольшой, весь его можно обойти за пару дней. Все компактно настолько, что общественным транспортом воспользовались только по пути на вокзал.


Про транспорт. Из аэропорта есть такси фикс-прайс до центра за 20 евро, только лучше сразу об этом таксисту напомнить, иначе он включает счетчик и начинается разводилово. Так же до центра от аэропорта можно добраться на шатле, евро за 10. Улочки в центре очень узкие, с чемоданами ходить неудобно, да и вообще не очень удобно ходить, так как движение транспорта довольно оживленное. Туристов было немного, март - не сезон еще, но и с таким количестве, особенно вечером, город приобретает глобальные черты: так сразу и не разберешься а не Барселона ли это?


Прага?


Рим?

Париж?


Все та же ночная обжираловка, гамбургеры, зазывалы в фартуках, пустые залы ресторанов второй линии, и переполненные молодежью распивочные. На все это из шикарных витрин глобальных бутиков смотрят космополитичные манекены, одетые в наднациональные бренды. Добро пожаловать в мир глобального города.


В старинном городе чужом и странно близком
Успокоение мечтой пленило ум.
Не думая о временном и низком,
По узким улицам плетешься наобум...


Саша Черный - Из Флоренции


Повторюсь, Флоренция удивила цветовой гаммой, архитектурной сдержанностью и отсутствием дизайнерского шика, присущего Италии. Уже потом, в деревенской Тоскане, вспомнился есть там фрагмент, ближе к концу, который очень хорошо передает ощущение от Флоренции:


Ридл Скотт. «Хороший год» (англ. A Good Year). 2006

Так вот, Флоренция, в свое время, выбрала пожизненное партнерство. И мне кажется, Савонарола сделал последнюю попытку вырваться из мира "партнерства":


Николай Гумилёв - Флоренция

О сердце, ты неблагодарно!
Тебе — и розовый миндаль,
И горы, вставшие над Арно,
И запах трав, и в блеске даль.

Но, тайновидец дней минувших,
Твой взор мучительно следит
Ряды в бездонном потонувших,
Тебе завещанных обид.

Тебе нужны слова иные.
Иная, страшная пора.
…Вот грозно стала Синьория,
И перед нею два костра.






Один, как шкура леопарда,
Разнообразен, вечно нов.
Там гибнет «Леда» Леонардо
Средь благовоний и шелков.



Другой, зловещий и тяжелый,
Как подобравшийся дракон,
Шипит: «Вотще Савонароллой
Мой дом державный потрясен».

Они ликуют, эти звери,
А между них, потупя взгляд,
Изгнанник бедный, Алигьери,
Стопой неспешной сходит в Ад.



На Piazza della Signoria, кстати, отмечено место, где пылали костры.


Ну и там же, на площади, еще одна иллюстрация моей аллюзии на "Хороший год": Давид, копия, оригинал надежно "скрыт в хранилище":


Кстати, выглядит статуя и правда сильно пропорциональнее, чем в Пушкинском.

Церкви Флоренции так же напоминают дорогие копии, внутри они больше похожи на музеи. Попался только один "оригинал". Им оказалась Базилика ди Сан-Миниато:


Базилика ди Сан-Миниато внутри


Базилика ди Сан-Миниато во время службы

Там даже шла служба, но кроме нескольких отчаянных туристов и монахов, как это видно на видео, больше никого не было. От базилики открывается прекрасный вид на город:


Так что туда и на площадь Микеланджело обязательно стоит сходить. Причем именно сходить, бо пеший путь сам по себе красив, не типичен для Флоренции. С интересными промежуточными точками. Например, Giardino delle Rose, откуда не только вид, но и бесплатный Wi-Fi со скамеечками.


А на обратном пути можно перекусить в I Bastioni di San Niccolò, где опять же и Wi-fi, и вкусная пицца. Потом можно спуститься до Арно, и пройти вдоль реки до Ponte alla Carraia, где в Gelateria La Carraia в качестве десерта съесть очень вкусное мороженное. Жили мы рядом с Piazza di Santa Croce:


куда стоит приходить в любое время суток, но особенно ночью:




Когда схлыневает волна туристов и можно постоять с Данте и львами:


И не только потому, что красиво, но и чтобы почту проверить, там тоже бесплатный Wi-fi. Во Флоренции вообще много мест с публичным бесплатным интернетом. Есть туристические схемки с отмеченными поинтами, но и без этого почти в любом туристическом месте можно поймать сигнал. Очень удобно быть на связи, хотя качество сигнала на уровне 3g московского.


Наверное, Флоренция - рай для посетителей музеев, я же, гуляя, все время в мыслях возвращался к ощущению из фильма “Хороших год” и странной судьбе этого города. Ведь даже если взять его расцвет в эпоху возрождения, то вот почему, например, венецианские художники были в основном примерными семьянинами, а флорентийские практиковали все перверсии, которые только были, как так? Оба города торговые, оба богатые, на подъеме, почему такая разница во всем? И это при том, что Венеция считалась развратной.


Арно не впечатлила. Это не Волга, не Нева и даже не Москва река. Другой масштаб. Другое все. В общем, подытоживая, Флоренция осталась для меня загадкой. Город я не понял, не прочувствовал, хотя впечатления и остались приятные. Какие-то такие:


Patricia Kaas - Le Mot De Passe - Et Je M'en Veux


Алексей Сурков - Флоренция

Каррарского мрамора белые блоки.
И мышцы в намеке, и лица в намеке.

Мятежная сила невольников Рима
Рождается в камне, могуча и зрима.

По воле резца непонятной, чудесной
Молчанье гремит торжествующей песней.

Гимн варварской мощи, дерзанью, работе
Поет Микельанджело Буонаротти.

У белого камня, у мраморной груды
Стоим, созерцая великое чудо.

И видим, как времени власть побеждая,
Ликуя в экстазе, любя и страдая,

Сквозь годы исканий, сквозь путы сомнений
Из холода глыб прорывается гений.



Tags: n, Италия, Путевые заметки, Флоренция
Subscribe

Posts from This Journal “Путевые заметки” Tag

  • Даровое. Усадьба Достоевских

    «Это маленькое и замечательное место оставило во мне самое глубокое и сильное впечатление на всю потом жизнь» Ф.М. Достоевский…

  • Зарайск

    В год 6730 (1222). Прибытие из Корсуни чудотворного образа Николы Заразского: как прибыл из преславного города Херсонеса в рязанские пределы на…

  • Звенигород

    На тихих берегах Москвы Церквей, венчанные крестами, Сияют ветхие главы Над монастырскими стенами. Кругом простерлись по холмам Вовек не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments