Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Рождение цивилизации и эволюция образа культурного героя. Предисловие



В последние лет сто с обществом происходит странная метаморфоза. С одной стороны, за Эпохой просвещения и последовавшей промышленной революцией произошел небывалый расцвет науки и техники, радикально изменилась общественная жизнь, прошла почти повсеместная секуляризация, человечество овладело энергией атома и вышло в космос. Казалось бы, в таких условиях миф и соответствующий ему тип мифологического мышления должны были навсегда уйти в прошлое, что вроде бы и произошло. В разговорном языке, например, миф стал означать выдумку, неправду, в лучшем случае что-то вроде сказки. А с другой стороны, где-то с начала XX века, наука начала кардинально пересматривать свое отношение к мифу, и из “древнего народного сказания о богах и героях, происхождении мира и явлениях природы”, миф превратился в объект напряженных исследований. Причем, чем глубже становится культурный кризис в западном мире, тем пристальнее интеллектуалы вглядываются в истоки зарождения человеческой цивилизации, в эпоху, когда балом правило “мифологическое мышление”. Почему? Зачем?

Но ведь не только отношение науки к “мифу” поменялось, за последний век достаточно радикально поменялось и само общество. Несмотря на большое количество высокотехнологичных приспособлений, чудеса интернета и мобильной связи, нано и биотехнологии, само общество все более и более становится иррациональным. С помощью массмедиа и рекламы появилась возможность побуждать его на совершение алогичных действий, противоречащих не только рациональному мышлению, но и простому здравому смыслу. При этом сложность технологий, специализация наук, многократно возросший объем повседневной информации, привели к тому, что “мир” для человека стал вновь распадаться на части, которые люди стали связывать воедино посредством “магии”. Возможность даже в глухом лесу воспользоваться мобильным интернетом, или на генном уровне скрестить картошку с рыбой, все больше воспринимается населением как форма волшебства. Но если общество так трансформируется, то и управлять им надо как-то иначе, а как? Вот тут-то и возникает у элит потребность приглядеться к опыту того, как жило и управлялось общество до того, как рациональное мышление начало доминировать. Как формируются социальные структуры в условиях мифологического мышления, по каким законам они развиваются, с помощью чего — управляются? Поиск ответа на эти вопросы и определил важность изучения процессов, происходивших с человечеством на заре его становления.

Есть и другой важный аспект. До последнего времени в любом обществе было достаточно четко понятно кто является его героем и образцом для подражания, а кто — нет. Но где-то полвека назад ситуация начала странным образом меняться. Образ “героя” стал размываться, непонятным образом мутировать. Все сложнее стало отличить “героя” от “антигероя”, или, например,  “антигероя” — от обычного человека. В обществе стало исчезать “различие добра и зла”. Вместо осмысления содержания, теперь для отличия одного от другого стало необходимо, чтоб кто-то указал, на то, что есть что. То есть “мутировал” не только образ “героя”, но и само общество. И в какие-то моменты стало уже сложно понять: образ ли героя меняется под влиянием общества, или наоборот общество меняется посредством смены маркера у типа героя? Ситуация дошла до того, что же уже вообще сложно сказать, кто в принципе теперь является общественным “героем” и чем он отличается от “антигероя”? Но что проходящая трансформация означает для жизнеспособности общества? Ведь она же что-то обозначает! История сохранила для нас следы подобных трансформаций в отдельных культурах, последствия, которых, чаще всего, были — катастрофическими. А что будет, если трансформация пройдет на глобальном уровне, для всего человечества? И что же это за механизмы трансформации, как они работают, можно ли ими управлять?

В XX веке подобными проблемами начали заниматься не только философы, историки и филологи, то есть теоретики науки, но и практики: геополитики, "глобальный" бизнес, революционеры, политтехнологи, воротилы массмедиа и много кто еще. Последние не только исследовали, но и активно, с помощью приобретенных знаний, воздействовали на общество, преследуя свои, сугубо практические, цели. И чем больше становилось точек такого воздействия, тем сложнее становилось, что–либо понять в происходящем, а значит падала и эффективность "инструмента", так необходимого в конкурентной борьбе за сокращающиеся ресурсы и рынки сбыта. У ученых возникла потребность в создании обобщенных теоретических моделей воздействия на общество через культуру, для чего они и обратились к этапу зарождения человеческой культуры. Почему именно к нему? Потому, что исследуя период формирования интересующих механизмов, проще всего понять принципы работы системы как целиком, так и того, как именно воздействие на общество можно осуществлять. То есть, всего того, благодаря чему появилась бы возможность создавать принципиальные модели процессов в культуре, проводить анализ их и затем использовать для практических целей.

(продолжение следует)

Оглавление

1. Предисловие
2. Введение
3. О чем важно помнить, изучая культуры древнего мира

   3.1 Чем древний человек принципиально отличался от современного
   3.2 Определений понятий "миф" и "мифологическое мышление"
   3.3 Психофизиологические истоки мифологического мышления
   3.4 Возникновение образа культурного героя
4. Эволюция образа культурного героя
   4.1 Палеолит: Культурный герой охотников (40 - 10 тыс.лет до н.э.)
   4.2 Неолит: Культурный герой земледельцев и скотоводов (10 – 4 тыс.лет до н. э.)
   4.3 Бронзовый век: Культурный герой первых горожан (4000 – 800 г.г. до н. э.)
   4.4 Подводя итоги эры безраздельного господства мифа в культуре
5. Заключение
   5.1 Концепты управляемой трансформации
   5.2 Концепты “нового мира”
   5.3 В поисках образа нового мира
6. Приложения
   6.1 Фильм "Аватар" и образ будущего. Возврат к палеолитической модели мировозрения для горожан
   6.2 Фильм "Звёздные врата" как метофора мира без развития. Архаизация на базе неолитической модели
   6.3 Трансформация образа культурного героя на примере советского политического плаката
7. Используемая литература



Tags: n, История, Конспекты, Культпросвет, Культурный герой
Subscribe

Posts from This Journal “Культурный герой” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →