Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Рождение цивилизации и эволюция образа культурного героя. Введение


(предыдущая часть)

Несколько слов о том, как данное исследование построено. Временные рамки исследования ограничены периодом от эпохи первобытности (начиная, условно, с 40 тыс.лет до н.э.), то есть от времени зарождения цивилизации, до так называемой катастрофы бронзового века (XII век до н.э.). Такой интервал задан достаточно условно. С одной стороны, он определяется началом регулярного появления материальных следов существования культурной жизни у первобытного человека (ритуальные захоронения, предметы культа, настенная живопись), а с другой — катастрофой бронзового века, в результате которой во всех цивилизационных центрах практически одновременно на смену мифологическому мышлению начало приходить рациональное, что привело к переосмыслению религиозных взглядов и принципов организации общества [1, 88].

Для удобства рассмотрения исследуемый период разделен на три этапа, традиционные для исторической науки:


  1. Палеолит. Первобытная культура охотников и собирателей;

  2. Неолит. Культура первых земледельцев;

  3. Бронзовый век. Возникновение городской культуры.


Отдельную сложность представляют источниками, на базе которых возможно изучение указанного периода, так как для большей его части нет не только прямых письменных источников, но и просто материальных следов деятельности человека зачастую недостаточно, чтобы на их основе делать какие-то предположения. Чуть лучше ситуация становится лишь с момента появления письменности на Древнем Востоке. Но и в этом случае, большая часть дошедших до нас текстов носит специфический хозяйственно-учетный характер, и лишь изредка среди них, начиная с III тыс. до н.э., появляются тексты религиозного характера [2, 375].

Исходя из вышесказанного основой для исследования стали архаические мифы [3, 74-75]. Они, согласно исследованию И.М. Дьяконова, в отличие от прочих фольклорных источников, во–первых, были зафиксированы непосредственно носителями культуры бронзового века, а во–вторых, сохранились, в консервативных по своей сути, основах современных религиозных систем [3, 177-178]. Устное же творчество, даже у народов, ведущих образ жизни внешне схожий с жизнью культур в исследуемых периодах, подверглось сильному влиянию современности, и вычленять из него архаическую составляющую, да еще и на таком огромном историческом периоде, в рамках обзорного исследования крайне проблематично. Подробнее о проблемах работы с фольклорными источниками при анализе архаических культур можно узнать из исследований И.М. Дьяконова [3, 18-19] и Дж. Кэмпбелла [4, 90-95].

Ссылки на литературу даются в тексте в формате [<Номер издания в кратком списке используемой литературы>, <№ страницы>]. Для удобства работы с текстом при публикации веб-варианта, список источников будет приведен в двух видах: в кратком, то есть только то, что использовалось в конкретном разделе, и полном, общем для всего исследования. Краткий будет даваться в конце каждого раздела, а полный будет оформлен отдельно и приведен в конце текста. Нумерация в каждом кратком списке литературы будет начинаться заново, а ссылка на соответствующую позицию в общем списке будет даваться в фигурных скобках в формате {Номер издания в общем списке используемой литературы}

Список литературы

  1. Армстронг К. Краткая история мифа, пер. с англ. А. Блейз. — М. : Открытый Мир, 2005. — 160 с. — (Мифы). ISBN 5-9743-0009-2 {3}

  2. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса : Ранние формы и архаические памятники. — 2-е изд., испр. — М.: Вост. лит., 2004. — 462 с. — ISBN 5-02-018476-4 (в пер.). {11}

  3. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада, Москва : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. — 247 с. («Исследования по фольклору и мифологии Востока»). — ISBN 5-02-017016-Х {7}

  4. Кэмпбелл Д. Мифическим образ, М.; АСТ. 2002. — 683 с. — ISBN: 5-17-015510-7 {9}

(к оглавлению)

Tags: n, История, Конспекты, Культпросвет, Культурный герой
Subscribe

Posts from This Journal “Культурный герой” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments