Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Чем древний человек принципиально отличался от современного. Часть 1



(предыдущая часть)

Внешние отличия это, наверно, первое, что бросается в глаза, при сравнении доисторических и современных людей. Современные люди иначе выглядят, иначе питаются, ведут существенно отличающийся образ жизни, носят другую одежду, обладают иными навыками и умениями, и так далее. В добавок, древний человек не знал письменности, обладал примитивными технологиями и был более зависимым от сил природы. Все так, и это, безусловно, существенные отличия. Существенные, но не принципиальные. Современные истории “робинзонад”, зон военных конфликтов, да и вообще жизненных перипетий, показывают насколько внешне может поменяться человек, став практически неотличимым на вид от древнего, но при этом все равно во многом оставаясь современным внутренне.


Дэвид Глэшин бывший австралийский биржевой брокер, ныне – современная версия Робинзона Крузо, живет на необитаемом острове с 1993-го.

Какие еще есть отличия? Продолжительностью жизни? Да, в среднем она у древнего человека была небольшой, в исследуемом периоде на разных этапах от 20 до 35 лет. Вроде бы это очень мало, хотя и тут, с какой стороны посмотреть. В Российской империи, например, в середине XIX века аналогичный показатель был всего около 24 лет [2, 195], то есть даже заметно ниже, чем в позднем палеолите, где оный составлял порядка 32 лет [3, 16]. Звучит невероятно, на первый взгляд, но это так. Дело тут в том, что существенный вклад в формирование малой средней продолжительности жизни вносит чрезвычайно высокая детская (и женская) смертность. Тем же, кому удавалось преодолеть барьер детства, даже неандертальцам, вполне удавалось дожить до 50-60 лет [1, 114]. Так что получается, что и в случае с продолжительностью жизни кардинальных отличий нет. Тогда в чем же разница между современным и доисторическим человеком?

Принципиальным отличием стали изменения, произошедшие в сознании человека. Закончив, в основном, биологическую эволюцию, человек начал эволюцию культурную. Принято считать, что произошло это около 35–40 тыс. лет назад [1, 227]. И, как первые представители биологических видов на начальных этапах эволюции были крайне “примитивны”, так и человеческое мышление вначале своего развития было сильно ограничено в возможностях сознательной деятельности. Каковы же были эти ограничения?


Реконструкция современницы наскальных росписей пещеры Ласко (примерно XVIII—XV тысячелетии до н. э.) и современный человек

Чтобы понять это, необходимо вначале сказать пару слов о мышлении вообще. Отличительной чертой человеческого мышления является речевое оформление мысли на уровне второй сигнальной системы. Причем важно, чтобы речь эта имела определенную грамматическую структуру. Наличие же грамматики, в свою очередь, подразумевает, что у человека существует какая-то система классификации явлений мира, а значит и определенная степень их обобщения. Но вот тут-то первобытный человек и сталкивался с существенными проблемами. Во-первых, ему не хватало языковых средств для выражения общих понятий. Во-вторых, он был ограничен в выборе средств для обозначения степени важности связей между наблюдаемыми явлениями. И, как следствие, он с трудом мог выстраивать иерархии или даже просто адекватно связывать явления между собой. Ну и в-третьих, древнему человеку не хватало жизненной практики для проверки адекватности все же построенных им связей [4, 21-22].


Реконструкция внешнего вида неандертальца в современной одежде (примерно 50-40 тысяч лет до н. э.)

Во многом похожие сложности испытывает и ребенок, изучающий язык, с той разницей, что ребенок, благодаря родителям, первые слова запоминает со всей их “взрослой” обобщающей нагрузкой, тогда как первобытный человек был вынужден пытаться выражать обобщения лишь с помощью существующих у него на тот момент возможностей. А какие это были возможности? Те, что встречались еще у животных, а именно средств для обозначения частных предметных явлений и непосредственных реакций на воздействия. Как самый просто пример это сообщение сородичам, что замечена “опасность”, или “рычание” в ответ на чужое агрессивное действие. Других возможностей у древнего человека не было, и очень медленно, поколение за поколением, язык и мышление первобытного человека становились богаче и более приспособленными для передачи абстрактных понятий и сложных взаимосвязей.


Боксер и депутат Государственной думы РФ Николай Валуев. Наши дни

(продолжение следует...)

Список литературы

  1. Вишняцкий Л.Б. Неандертальцы: история несостоявшегося человечества, Издатель: Нестор-История, Санкт Петербург, 2010, ISBN: 978-5-98187-614-1 {5}

  2. Массимо Ливи Баччи. Демографическая история Европы. Пер. с итал. А. Миролюбовой. СПб.: «Александрия», 2010. 304 с. ISBN 978-5-903445-11-0 {III}

  3. Бужилова А.П. Homo sapiens. История болезни. М.: Языки славянской культуры, 2005. с. 320. ISBN: 5-9551-0087-3 {IV}

  4. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада, Москва : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. — 247 с. — ISBN 5-02-017016-Х {7}

(к оглавлению)

Tags: n, История, Конспекты, Культпросвет, Культурный герой
Subscribe

Posts from This Journal “Культурный герой” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments