Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Возникновение образа культурного героя. Часть III (окончание)


Нут (Ну, Нуит) — древнеегипетская богиня неба в образе реки, по которой плывет слонце

(к предыдущей части)

Так как образ культурного героя - порождение мифологического мышления, то важно помнить, что ему свойственна многозначность, а потому возможно одновременное сосуществование и использование большого количества “противоречивых” с рациональной точки зрения толкований его свойств и особенностей поведения, природа чего органично вытекает из принципов работы мифологического мышления, с помощью которого одно и то же явление или образ иносказательно могут быть переданы через разные образы, ни один из которых не будет исчерпывающим. Впрочем, как мы уже знаем, мифологическое мышление и не оперирует “исчерпывающими описаниями”. Его задача передать слушателю нужное эмоциональное состояние, для чего подходит любой работающий способ [1, 70-71].

Отражение подобной “множественности” часто наблюдается в мифах. Например, в Древнем Египте “небо” одновременно представлялось [1, 45]:


Нут (Ну, Нуит) — древнеегипетская богиня неба в образе коровы, ноги которой — стороны света

  1. в образе коровы, чьи ноги обозначают стороны света, а тело является небосводом;

  2. в образе женщины, рождающей солнце;

  3. в образе реки, по которой плывет солнце.


Нут (Ну, Нуит) — древнеегипетская богиня неба в образе женщины, рождающей солнце (Египет, Дендера, храме богини Хатхор)

И все эти объяснения уживались в архаическом сознании, не конфликтуя, а наоборот, полнее раскрывая свойства объекта. Поэтому не удивительно, что и культурный герой мог одновременно существовать и в божественной ипостаси, и в героической, как произошло, например с Одином, выступившим в «Саге об Инглингах» в образе “классического” культурного героя, но при этом являвшимся одним из верховных божеств в германо-скандинавской мифологии [2, 99]. Хотя, как правило, культурный герой не становился объектом религиозного культа, или же, становясь им, переставал быть культурным героем [3, 30-32].

Благодаря природе возникновения образа культурного героя, естественным приложением его сил было удовлетворение общественных интересов. Героические деяния совершались им не ради себя, а ради людей. Тут, как бы в зародыше, содержалось «прометеевское» начало, которое, однако, на раннем этапе развития еще не имело выраженного жертвенного характера. Культурный герой обобщал в себе трудовой опыт племени, его исторические воспоминания, перенесенные в мифологическую эпоху создания мира и среду, в которой оно формировалось [3, 45].

Важно различать образы культурного героя и сказочного. Сказочный герой выступал как некий безличный «один человек», типический рядовой член первобытной общины, полностью зависимый от сил природы, час­то в повествовании отступавший на задний план, пасуя перед мифологическими персонажами. Такой герой не являлся героем в современном смысле этого слова. В противоположность ему, культурный герой олицетворял коллектив в целом, воплощал его мощь, и поэтому был способен противостоять как силам природы, так и любым своим антагонистам [3, 72-73].

Однако, по мере того, как человек становился все более независимым от сил природы и обретал личность, все отчетливее выделявшуюся из первобытно-общинного коллектива, происходило слияние образов сказочного и культурного героев. Безличный «один человек» из первобытной сказки превращался в богатыря, подчиняющего своей силе любых противников. Такой герой, наряду с колдовством, уже пользовался своей физической силой и сноровкой, был весьма активен в утверждении своей личности, проявлял черты наделенного смелостью и уверенностью в своей мощи эпического богатыря, то есть черты «героического характера».

Подробнее эволюция образа культурного героя от доисторического общества времен палеолита, до возникновения городской культуры бронзового века будет рассмотрена во второй части работы, а пока подытожим сказанное:


  1. Образ культурного героя естественным образом порождается мифологическим мышлением. Существует несколько предпосылок для этого:

    1. Потребность в безусловном авторитете, для легитимации тех или иных причинно-следственных связей;

    2. Ограниченные возможности архаического мышления в построении причинно-следственных связей

    3. Потребность в понятной образности для передачи информации средствами мифологического мышления;


  2. Как следствие - образ культурного героя появляется одним из первых в человеческой культуре;

  3. Особенностью образа культурного героя является то, что он олицетворял собой весь первобытный коллектив, выступая не ради своих, а ради общественных интересов. В дальнейшем, с усложнением общественных отношений и началом выделения личности из коллектива меняется и образ культурного героя. Теперь он уже начинает представлять не обобщенный образ коллектива, а скорее образ его идеального представителя. Неизменным остается лишь то, что герой продолжает действовать в общественных интересах;

  4. Как и все мифологические образы, культурный герой многозначен, может в разных случая выступать в разных ипостасях, и его действия не подразумевают логического обоснования. Задача образа культурного героя: взывать в человеке нужный эмоциональный отклик;

  5. В процессе своего развития образ культурного героя претерпевает те же стадии, что проходят в самом обществе, его породившем. В образе культурного героя отражаются как образ жизни людей, так и природно-ландшафтные особенности среды их обитания. Это следует из того, что в культурном герое обобщается и сохраняется социальный и исторический опыт сообщества. Сообщество которому свойственно мифологическое мышление, но не имеющее культурного героя, теряет способность обобщать и сохранять социальный опыт;

  6. Культурный герой должен иметь безусловный авторитет для общества. Это одно из основополагающих его свойств. Уничтожение авторитета уничтожает и сам образ, что, например, можно было наблюдать в недавней истории СССР при его разрушении. Советские образы героев проблематизировались, что приводило как к разрушению самих этих образов, так и к уничтожению социального опыта, который они собой представляли;

  7. Исходя из логики возникновения образа культурного героя его основополагающими чертами будут:

    1. Безусловный авторитет, не требующий логического обоснования;

    2. Обобщение исторического и социального опыта общества;

    3. Олицетворение собой общества или идеального его представителя;

    4. Действия на благо общества, против противостоящих или угрожающих ему сил.



Список литературы


  1. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. — 247 с. — ISBN 5-02-017016-Х {7}

  2. Гуревич А.Я. Средневековый мир Культура безмолвствующего большинства, М.: Искусство, 1990. — 396 с. — ISBN 5-210-00102-4. {6}

  3. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса : Ранние формы и архаические памятники. — 2-е изд., испр. — М.: Вост. лит., 2004. — 462 с. — ISBN 5-02-018476-4 {11}

(к оглавлению)

Tags: n, История, Конспекты, Культпросвет, Культурный герой
Subscribe

Posts from This Journal “Культурный герой” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment