Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Фильм Даррена Аронофски «Ной» (Noah) — 2014



Первоначально, по выходу фильма, отнесся к «Ною» Даррена Аронофски скептически и смотреть не стал. Почему скептически? Уж больно много было о нем негативных отзывов, да и сам испытываю предубеждение к зрелищному современному Голливуду. Но, может, оно и к лучшему, так как в 2014 году я мало что знал о Бронзовом веке, мифе и истории авраамических религий. Без этого, фильм и правда выглядит странной эпатажной поделкой, паразитирующей на остатках христианства, все еще присутствующих у зрителя.

Но потом, факт за фактом, мне попадались фрагменты, не укладывающиеся в первоначальную картинку, и наверно решающим стало благословение фильму, которое получил Рассел Кроу от папы Римского Франциска. «Вот это поворот!» — подумал я, и решил все же фильм посмотреть. Не пожалел.

О чем

Фильм оказался достойным просмотра, по всем параметрам. Формально, это «народный» пересказ истории Ноя и строительства ковчега. Народный, в том смысле, что не экранизация Священного Писания, а попытка на его основе выстроить какую-то непротиворечивую и понятную современному зрителю его версию. Но версию не рациональную, а неомифологическую. Фильм Ной — это реконструкция мифа, ну или попытка визуализации такой реконструкции. И те батюшки, у которых катехизис не полностью поглотил мозг, этот момент почувствовали и отметили.

Чего не скажешь о церковном мейнстриме. Без слез на их отзывы не взглянешь. СССР давно мертв, но Мытищинский горком комсомола пеплом стучит в их сердцах. Но вернемся к фильму. Ведь что обычно говорят насчет фильмов по священным текстам? Что они в принципе не могут передать содержание первоисточника, и поэтому очень странно читать упреки, что фильм не следует тексту святых писаний. А, кстати, каким писаниям, или их толкованиям он должен следовать? Иудейским, мусульманским, христианским? А если христианским, то в каком понимании: католическом, православном, протестантском, гностическом? Да при чем тут христианство, если и Аронофски вырос в семье консервативных иудеев? Почему его взгляд на Ноя должен совпадать со взглядом рецензентов с Православие.ру? И смех и грех.

Ну и то, что фильм снят в Америке, неизбежно отражает ту действительность, в которой сосуществует такой винегрет из сект, ересей, и разных вариантов авраамических религий, что сам черт в нем ногу сломит. И вот бы где богословам развернутся, ведь явно же, например, сильное влияние гностического мировоззрения прослеживается:


Кадр из фильма «Ной» (2014). Образ отпадения от бога ангелов, пожалевших человека


Кадр из фильма «Ной» (2014). Образ проклятия отпадших от бога ангелов


Кадр из фильма «Ной» (2014). Образ вознесения падших ангелов после прощения и освобождения от материальной оболочки


Кадр из фильма «Ной» (2014). Слияние "искры" со светом Творца


Кадр из фильма «Ной» (2014). Образ смерти-освобождения ангелов от материальной оболочки

Ну так расскажите пастве об этом, объясните, в чем суть, и в чем опасность, для их, паствы, повседневной жизни. Но на эту тему — мертвая тишина. Ну, и вообще, ни одной вменяемой рецензии, из которой бы я узнал хоть что-то новое — не попалось. Ну, если не считать то, что слегка офигев от прочитанных отзывов на фильм, я полез в источники, и там уже много нового для себя открыл. Увы, ну, или к счастью, современный киноязык вовсе не так прост и примитивен, как это принято считать. И стоит чуть-чуть погрузиться в контекст, как фильм начинает играть совершенно новыми красками. И тут я с игуменом Петром Еремеевым согласен полностью, фильм действительно «станет проповедью для людей, далеких от религии». И проповедью сильной.

Справка



Даррен родился в 1969 году в Бруклине. Его родители работали учителями в еврейской школе. Учился Даррен в самой лучшей школе Америке, школе имени Эдварда Мэроу. После окончания школы молодой человек уехал в кругосветное путешествие на полгода, успев пожить в странах Европы, Гватемале и даже Ближнем Востоке. Вернувшись из круиза, Даррен поступил в Гарвардский университет. Молодого человека всегда привлекало кино и анимация, именно поэтому он выбрал факультет киномастерства. На третьем курсе университета он снял свой первый фильм — «Чистка супермаркета». Эта короткометражка была настолько хороша, что ее номинировали на специальную премию для студентов Американской киноакадемии. Год спустя после победы с первым фильмом Даррен Аронофски снял еще одну картину короткого метра — «Печенье с предсказанием».

Закончив университет с отличием и двумя фильмами, Даррен уехал в Лос-Анджелес, чтобы снова учиться. В Лос-Анджелесе Даррен поступил в Американский институт киноискусства, через полтора года он, получив степень магистра, защитил дипломную работу фильмом «Протозоа» и отправился обратно в Нью-Йорк работать над полнометражной картиной «Пи». «Пи» Аронофски снимал три года и презентовал картину в 1998 году во время Фестиваля независимого кино. «Пи» получил премию Фипресси и Гран-при на фестивале в Гиджине. Кроме того, фильм Даррена собрал в прокате более трех миллионов долларов, при том что бюджет картины был около шестидесяти тысяч долларов. «Пи» был принят критиками и киноакадемиками, а Даррен смог вновь снимать кино на заработанные деньги. Через два года после успеха «Пи» Даррен Аронофски презентовал «Реквием по мечте» и снова был на олимпе успеха — фильм получил двадцать кинопремий. В 2006 году Аронофски снял «Фонтан», работа над которым началась еще в 2002 году, но проект затянулся из-за того, что главный актер Бред Питт поругался с Аронофски и ушел из проекта. Ради работы над «Фонтаном» Аронофски отказался от предложения снимать «Бэтмена» в 2005 году.

Презентация картины «Фонтан» была во время Венецианского кинофестиваля. Спустя два года после выхода философского фильма Аронофски работает с Микки Рурком над фильмом «Рестлер». «Рестлер» получает «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, а главный актер Микки Рурк получает премию британских киноакадемиков BAFTA и «Золотой глобус».

В 2010 году выходит самый финансово удачный проект Даррена Аронофски — фильм «Черный лебедь». В фильме главную роль девушки-балерины играет Натали Портман, которая получила за свою работу «Оскар», премию гильдии актеров США и «Золотой глобус». В 2011 году Аронофски был членом жюри Венецианского кинофестиваля.

С 2001 года Аронофски поддерживал романтические отношения с британской актрисой Рэйчел Вайс, которая родила от Даррена в 2006 году сына, спустя 9 лет отношений пара рассталась, но осталась в хороших отношениях. Ребенка режиссер и актриса воспитывают вместе. Даррен Аронофски считает, что если бы не было успеха картины «Пи» — у него был бы еще один шанс показать себя миру. Но если бы не удался «Реквием по мечте», его назвали бы «второкурсником, который сделал один хит».
(источник)



Рассел Кроу родился в 1964 году в Новой Зеландии, с четырёх до четырнадцати лет жил с семьёй в Австралии, в Сиднее, затем снова в Новой Зеландии.

В середине восьмидесятых Кроу играл в нескольких рок-группах. В 21 год он уехал в Австралию, собираясь поступить в тот же институт (NIDA), в котором учился Мэл Гибсон. Но ему посоветовали, как он вспоминал, не тратить время зря. Кроу последовал совету. Сниматься в кино он начал в пять лет. Крёстный отец его матери был продюсером. Наибольшую известность Рассел Кроу получил благодаря ролям в таких фильмах как «Gladiator», «Master and Commander: The Far Side of the World», «3:10 to Yuma», «A Beautiful Mind».

Рассел Кроу большой поклонник регби, совладелец старейшего в Австралии клуба. У него двое сыновей
. (источник)

Pro


  • Фильм трогает, библейский дух передается через образы и сделано это здорово. Именно так миф и работает. В этом и проблема большинства критиков, они не проживают действо, а находятся как бы в стороне, его наблюдая. В результате получается «дегустация вина по видео», мне кажется, что и с верой там также: ее место давно занял устав и «христианское» мировоззрение.



Кадр из фильма «Ной» (2014). Ной перед выбором исполнить "волю" бога и убить внучек или проявить милосердие


  • В фильме есть сильная сцена, когда Ной, исполняя, как ему кажется волю бога, должен убить своих внучек. Так вот, «пасторам душ» с Православие.ру, которым Ной вдруг напомнил маньяка, хочется напомнить об Аврааме, готовом убить во имя господа своего сына Исаака. Так вот, по мне, сцена с Ноем сильнее, в ней "любовь побеждает смерть". Ну а тем, кого возмущает «пропаганда расового превосходства и нравственного релятивизма в библейских декорациях», хочется напомнить Иисуса Навина и судьбу населения Иерихона, Македа, Ливна, Лахиса, Еглона, Хеврона и других, чье население было им истреблено «полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот». Как тут обстоит дело с «пропагандой расового превосходства и нравственного релятивизма в библейских декорациях»?



Кадр из фильма «Ной» (2014). Любовь побеждает смерть.


  • В фильме показана естественно-научная модель эволюции, но в рамках библейского сказания (1:24:30 - 1:28:00). Собственно, снято противоречие, которое долгие годы ставило меня в тупик: «Зачем церковь борется с эволюцией и естествознанием? Ведь в научных рамках невозможно ни опровергнуть, ни доказать бытие божие. Ну а сама эволюция прекрасно укладывается в теорию творения». Что собственно и продемонстрировано в фильме.



Кадр из фильма «Ной» (2014). "Библейский" Большой Взрыв


Кадр из фильма «Ной» (2014). Рождение вселенной


Кадр из фильма «Ной» (2014). Рождение земли


Кадр из фильма «Ной» (2014). Рождение жизни


  • Ну это Pro для психов вроде меня, но очень интересное отражение гностической культуры в фильме.



Кадр из фильма «Ной» (2014). Семья Адама наблюдает "падение" Анеглов


Кадр из фильма «Ной» (2014). Проклятие ангелов, через заключение в материальную оболочку


Кадр из фильма «Ной» (2014). Тоска в проклятом мире материи по утраченному единению с богом


  • Прекрасно показана идея катастрофы «Бронзового века», точнее, ее дух. Ведь если смотреть строго, то показана скорее катастрофа, произошедшая в Средиземноморье, на рубеже II и III тысячелетия. Не менее загадочная, но значительно хуже изученная. Хотя конечно, с исторической точки зрения, имеет место странный микс, и кузнецы в масках сварщиков, и НУРСы против падших ангелов это сильно :)



Кадр из фильма «Ной» (2014). Кузнецы в масках сварщиков, Тувалкаин готовый восстать против бога


Кадр из фильма «Ной» (2014). Призыв Тувалкаина с оружием в руках добиться права на жизнь


  • Хорошо показаны «семейные» сложности. Конфликт семьи и предназначения, долга и сострадания, веры и любви.

  • Тувалкаин сделан не абсолютным злом. В конце у него сильный монолог, ну и мотивацию поступков при всей внешней жестокости, нелья считать однозначно негативная. Мир показан не «простым», не плоским, не чёрно-белым.



Кадр из фильма «Ной» (2014). Тувалкаин предлагает Хаму стать "свободным"


Кадр из фильма «Ной» (2014). Тувалкаин


Кадр из фильма «Ной» (2014). Тувалкаин и Ной

  • Энтони Хопкинс в образе Мафусаила. Очень ветхозаветный персонаж получился. Жестокий, странный, пугающий, но цепляющий образ


Кадр из фильма «Ной» (2014). Энтони Хопкинс в образе Мафусаила


Кадр из фильма «Ной» (2014). Энтони Хопкинс в образе Мафусаила

Contra


  • Голливудские штампы типа отрицательного героя, и бесконечной схватки «героя» и злодея.



Кадр из фильма «Ной» (2014). Падшие ангелы в образе трнсформеров Каменного века


  • Герой в кавычках, так как к концу фильма героев не остается. Место героизма занимает простая жизнь, а все, кто казался героями, в реальности таковыми не оказались.

  • Бедная Гермиона (Эмма Уотсон). Может быть она и хорошая актриса, но в библейском сказании странно видеть выпускницу Хогвартса.



Кадр из фильма «Ной» (2014). Эмма Уотсон и проклятие Гермионы


Кадр из фильма «Ной» (2014). Эмма Уотсон в образе Илы, жены Сима, сына Ноя


  • Помимо мифологической «алогичности», явно прослеживается еще и чисто коммерческая составляющая: тут и каменные гиганты, и НУРСы, и голливудские клише



Кадр из фильма «Ной» (2014). Выстрел из НУРСа по падшему ангелу


Кадр из фильма «Ной» (2014). Падшие ангелы защищают ковчег от людей Тувалкаина


Кадр из фильма «Ной» (2014). Мафусаил, спаситель падших ангелов


Кадр из фильма «Ной» (2014). Строительство ковчега

Ergo

Сильный фильм, который на мой взгляд глубже, чем это кажется на первый взгляд. Сразу после просмотра захотел пересмотреть.

Tags: Кино, Миф, Религия, Рецензии
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments