Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Концепты «нового мира»



(предыдущая часть)

Корни всех, рассмотренных в предыдущей части, концептов «технологий» трансформации мировоззрения общества, так или иначе, уходят в доисторическое прошлое человека, в эпоху господства мифологического способа мышления. Естественно, что и возникающие в результате воздействия этих «технологий» концепты «нового мира» будут иметь схожий генезис. Их общей чертой, является то, что все они являются мирами кочевников, так или иначе, уничтожающих оседлые, производящие уклады. Правда, совершенно неясно, что будет после того, как «кочевники» победят, уничтожив оседлое человечество? Но это отдельный вопрос, на который авторы концептов не дают ответа, а мы на него попробуем ответить после того, как разберемся с предлагаемыми вариантами. Так что же это за «новые миры» кочевников? Их, по большому счету, тоже три:


  1. Мир ризомы Делёза и Гваттари [6, 156–168]

  2. Мир номадических объектов и кочевников-гедонистов Жака Аттали [6, 169–172]

  3. Мир Хаоса Хаким Бея [6, 175–182]


Все три имеют общие черты, отличаясь в основном тем, к какому периоду, их авторы относят образец прототипа и кто именно выбран культурным героем. Рассмотрим каждый вариант подробнее.

1. Мир ризомы Делёза и Гваттари


Делёз и Гваттари

Прототип Мира ризомы Делёза и Гваттари уходит корнями к кочевникам неолита. В этом мире нет структур с устойчивыми центрами и связями, все зыбко, непредсказуемо и лишено смысла. Благодаря проведенной деконструкции и децентрированию в мышлении людей в значительной степени разрушена рациональная составляющая, а вместе с ней разрушено понятие времени, целостности, структурности, смысла.


«Ровер» (англ. «The Rover») — остросюжетный фильм 2014 года, режиссёра Дэвида Мишо. Действия фильма разворачиваются в ближайшем будущем в австралийской пустыне

Это мир орд, случайно кочующих по «великой степи», иногда сталкивающихся и враждующих, а иногда объединяющихся для совместного похода к границам мира для их расширения.


«Безумный Макс: Дорога ярости» — постапокалиптический боевик 2015 года, австралийского режиссёра Джорджа Миллера, четвёртый фильм о Максе Рокатански

Врагом этих орд выступает любая государственность, укорененность, оседлость. Подобно ордам великого переселения народов они катятся по миру, уничтожая все на своем пути, но путь их бесцелен и не имеет конечной точки как по времени, так и географически.


«Последняя битва» (фр. Le Dernier Combat) — постапокалиптический фильм режиссёра Люка Бессона, снятый в 1983 году

Мир ризомы спонтанен и жесток, в нем живут настоящим и он будет расти, пока не поглотит все доступно пространство.


«Книга Илая» — постапокалиптический драматический фильм 2010 года от братьев Хьюз

Делёза и Гваттари не лишают мир осмысленности и структурности полностью, но таковые возникают локально и по мере необходимости [6, 158], в основном для более эффективной работы «машины войны» с «оседлостью» [6, 158].


«Чёрный ястреб» (2001)— историческая военная драма, основанная на реальных событиях сражения в Могадишо. Снята по одноимённой книге Марка Боудена

С определенной натяжкой прототип Мира ризомы Делёза и Гваттари можно увидеть в ИГИЛ (запрещенная в России организация). Да, пока и оседлость, и структурность еще присутствуют, но и наш мир пока — не Мир ризомы, и тем не менее схожие черты — очевидны:



2. Мир кочевников-гедонистов Жака Аттали


Жак Аттали (фр. Jacques Attali) — французский экономист, писатель и крупный политический деятель

(предыдущая часть)

Жак Аттали, рисуя мир будущего, как будто бы опирался на эпоху зарождения первых торговых городов. Его мир разделен на две неравные части: живущие в городах кочевники-гедонисты, которым открыты все блага и возможности городской жизни, и большая часть населения — кочевники-изгои, влачащие жалкое существование за пределами городов, одновременно мечтая и получить доступ к городским благам, и стремясь города уничтожить.


«Элизиум — рай не на Земле» — американский научно-фантастический фильм сценариста и режиссёра Нила Бломкампа (2013)

[Нажмите, чтобы прочитать краткий сюжет]В 2154 году существует два класса людей: очень богатые, живущие на чистой, созданной руками человека, космической станции под названием Элизиум и остальные, живущие на перенаселённой разрушенной Земле. Безжалостный правительственный чиновник, амбициозная министр обороны Делакур, не остановится ни перед чем для применения анти-иммиграционных законов и сохранения роскошного образа жизни граждан Элизиума. Когда неудачника Макса загоняют в угол, он соглашается взять на себя сложную миссию, которая в случае успеха не только спасёт ему жизнь, но и может привести к равенству этих поляризованных миров.

Пропуском в города и ключом доступа к благам является обладание определенными номадическими объектами, которые делают человеку свободу. Когда Жак Аттали создавал свой концепт, в такие объекты входили банковская карта, мобильный телефон, персональный компьютер, разнообразные гаджеты, со временем в этот список должны войти системы медицинской самодиагностики и лечения, мобильные обучающие системы, средства генетической трансформации и продления жизни и так далее [6, 169]. Но основой доступа к благам, в торговом мире, конечно, будут главные номадические объекты счет и средство к нему доступа.


Фантастические дни (Wonderful Days / Sky blue) — корейский мультипликационный фильм 2003 года

[Нажмите, чтобы прочитать краткий сюжет]Будущее. Земля отравлена токсичными выбросами, залита ядовитыми отходами, изрыта вредоносными свалками. В защищенном городе Экобан элита живет в достатке и безопасности, в то время как обитатели окружающих земель медленно вымирают в нечеловеческих условиях. Когда появляется слух, что уровень загрязнения падает, власти Экобана усиливают выбросы, чтобы сохранить за городом статус земли обетованной.

На фоне вызванных этим решением беспорядков Суха, один из жителей внешнего мира, прорывается в Экобан, чтобы отключить главный компьютер и остановить смертоносное загрязнение. Но неожиданно на его пути встает Джей, подруга детства. Теперь она занимает пост в городской охране и вынуждена разрываться между долгом служителя закона и верностью любимому человеку…


Вокруг же укрепленных и находящихся на несоизмеримо более высоком уровне технологического, а значит, и военного могущества, «райских оазисов» будут существовать кочевники-изгои, для которых жизнь станет «адом». Единственной целью обитателей «ада» станет любым путем вырваться из него и приобщиться к «райской» жизни.


«Время» (In time) — фантастический триллер Эндрю Никкола, выступившего продюсером, сценаристом и режиссёром фильма (2011)

[Нажмите, чтобы прочитать краткий сюжет]Добро пожаловать в мир, где время стало единственной и самой твердой валютой, где люди генетически запрограммированы так, что в 25 лет перестают стареть. Правда, последующие годы стоят денег. И вот богатые становятся практически бессмертными, а бедные, как всегда, обречены сражаться за жизнь.

Уилл, бунтарь из гетто, несправедливо обвинен в убийстве с целью грабежа времени и вынужден, захватив заложницу, пуститься в бега. Так, ежеминутно рискуя жизнью, эти двое становятся грозным оружием в борьбе с системой. Но вот вопрос: кто кого? А может быть, в дело вмешается третья сила?..


И вновь при всей вроде бы фантастичности подобной картины, мы можем наблюдать как живой прототип кочевников-гедонистов, на примере людей, так называемого, глобального мира:


«Афера Томаса Крауна» (The Thomas Crown Affair) — американский фильм-детектив 1999 года, снятый режиссёром Джоном Мактирнаном. Ремейк одноимённого фильма 1968 год

[Нажмите, чтобы прочитать краткий сюжет]Миллиардер Томас Краун, пресыщенный финансист, похищает из крупного музея картину Моне стоимостью в 100 млн. долларов. Кэтрин Бэннинг — следователь страховой компании, должна поймать его…

... так и пример кочевников-изгоев, которые в виде беженцев сейчас штурмуют границы Европейского союза.


(Источник Комерсант)

3. Мир Хаоса Хаким Бея


Хаким Бей (англ. Hakim Bey) — Питер Ламборн Уилсон (англ. Peter Lamborn Wilson, р. 1945) — американский политический писатель, эссеист и поэт, принадлежащий Ортодоксальной Мавританской Церкви Америки, член Храма Мавританской Науки Америки и автор журнала Мавританская Парадигма, известный в первую очередь по концепцииВременных Автономных Зон (Temporary Autonomous Zone — TAZ), основанной на историческом обзоре пиратских утопий.

Мир Хаоса Хаким Бея как бы объединяет собой оба выше рассмотренных концепта. Идейно близок и корнями он вырастает из Мира ризомы Делёза и Гваттари, но при этом идет дальше. В нем оперируют уже не орды, а — мобильные банды, поведением напоминающие охотничьи группы времен палеолита. Эти группы не стремятся создать мир «Нового порядка», их цель обратна: уничтожение порядка как такового, погружение мир в хаос доисторического существования.

Содержательно же, Хаким Бей противопоставляет своих кочевников — кочевникам-гедонистам Жака Аттали.


Зона вторжения (Rz-9). Фантастический боевик (2015)

[Нажмите, чтобы прочитать краткий сюжет]В разгар кризиса, вызванного массовыми террористическими атаками, Соединенные Штаты объявили военное положение. Приватизированные вооружённые силы и система беспилотных патрулей полностью контролируют граждан и обнаруживают новые террористические угрозы. Паттерсон Эндикот, компьютерный техник и оператор беспилотника, попадает под подозрение из-за своих религиозных убеждений и начинает сомневаться в нравственности своей деятельности. Его самого и его сестру Саманту преследуют суперсолдаты, называющиеся Стиратели, чтобы захватить их живыми или мертвыми.

Городская цивилизация в Мире хаоса Хаким Бея считается скверной, подлежащей уничтожению, но так, как она обладает эффективными механизмами подавления, то это делает открытое противостояние невозможным. Поэтому кочевникам Хаким Бея предлагается использовать тактику партизанской войны, нанося мгновенные разрушительные удары по инфраструктуре и сразу же отступая и растворяясь в остальном населению.


«Осада» (англ. The Siege) — фильм, драма режиссёра Эдварда Цвика (1998)

[Нажмите, чтобы прочитать краткий сюжет]Действие фильма происходит в США во время президентского правления Билла Клинтона. Генерал Уильям Деверо по личной инициативе проводит операцию по захвату террориста Ахмеда Бен Талала. Сторонники Бен Талала в качестве ответной меры угрожают организацией серии террористических актов на территории США, требуя освободить пленника. После угроз террористы переходят к действиям и начинают один за другим взрывать гражданские объекты на территории Нью-Йорка. Счёт жертв идёт на сотни.

Специальные агенты ФБР Энтони Хаббард и Фрэнк Хаддад начинают расследование, пытаясь раскрыть террористическую сеть. С ними начинает сотрудничать агент ЦРУ Элиз Крафт — специалист по странам арабского мира. Через неё выходят на жителя Нью-Йорка арабского происхождения Самира Нажди, который может иметь отношение к взрывам. Он, однако, утверждает, что никак не связан со смертниками и Бен Талалом. Расследование осложняется тем обстоятельством, что Самир в прошлом был агентом ЦРУ, к тому же Элиз и Самир любовники.

Эскалация конфликта нарастает, ФБР и ЦРУ неспособны взять ситуацию под контроль. Президент США вынужден ввести военное положение в Бруклине. Войска генерала Деверо занимают район и начинают беспощадную операцию по зачистке. Все молодые люди арабского происхождения сгоняются на стадион, который превращён в концентрационный лагерь. Подозреваемого в связи с террористами молодого араба пытают и, в конце концов, расстреливают.

Население города активно протестует против попрания гражданских свобод. Мирная демонстрация направляется в Бруклин. В тот момент когда неизбежно столкновение гражданских и военных, агенты ФБР выходят на последнее звено в террористической цепи — Самира. Во время операции по его задержанию гибнет Элиз Крафт. Генерал Деверо арестован за превышение полномочий и пытки гражданских лиц.


Цель и смысл таких ударов сеять хаос и разрушение, которые в идеологии Хаким Бея и есть подлинное освобождение и спасение от мира скверны. Только погрузив мир в хаос, можно вновь обрести подлинную свободу, когда-то утерянную при переходе от палеолита к неолиту, то есть при отказе от «свободы», ради «гарантированного куска хлеба».


«Дорога» — постапокалиптическая драма режиссёра Джона Хиллкоута, экранизация одноимённого романа Кормака Маккарти, вышедшего в 2006 году (2009)

[Нажмите, чтобы прочитать краткий сюжет]На Землю обрушились некие катаклизмы, в результате которых погибла не только цивилизация, но и практически все животные и растения. Единственной пищей для оставшихся в живых людей могут быть или консервы, сделанные до катастрофы, или же другие люди. В этом мире в поисках лучшего по покрытой пеплом дороге бредут отец и сын. Их образ жизни состоит в поисках консервов и попытках избежать сетей каннибалов.

По дороге странники попадают в дом, где в подвале людоеды держат своих жертв. Отцу и сыну с трудом удаётся бежать незамеченными. Затем они находят дом, где прошло детство отца. Здесь сыну кажется, что в соседнем здании есть другой мальчик. Однажды путникам крупно везёт — они находят подземный бункер, где есть всё необходимое для жизни: еда, вода, баллоны с газом, свечи и даже сигареты и виски, однако из страха перед чужими людьми отец с сыном вскоре вынуждены бежать оттуда.

Далее странники встречают умирающего от голода старика, и тогда мальчик упрашивает отца накормить его. Затем они снова натыкаются на каннибалов, и спасаются только благодаря землетрясению. Потом отец заболевает, и у него начинается кровохарканье. Тем не менее путники продолжают свой путь к побережью, однако море их разочаровывает — оно такое же мёртвое, как и весь окружающий мир. На пляже странников обкрадывают. Отцу удаётся найти вора, которого он заставляет раздеться догола на холоде. Это производит тяжёлое впечатление на мальчика. После некоторых препираний странники возвращают одежду и оставляют банку консервов на том месте, где видели вора последний раз.

В одном из мёртвых городов в ногу отца попадают стрелой, тогда он убивает лучника. Измождённый отец вскоре умирает на руках у сына, скорее всего от болезни, которая вызывала у него уже давно кашель с кровью. Осиротевшего ребёнка почти сразу находит другой мужчина, хорошо вооружённый, у которого есть жена, дети и собака (именно они ненароком спугнули главных героев из бункера ранее и именно этого мальчика заметил сын главного героя). Сирота соглашается продолжать путь с ними.


Но ведь это знакомая для нашей действительности картина. Ведь именно так действуют террористические организации типа Аль-Каиды, или радикальные группы антиглобалистов. Ну а по всему миру все чащи возникают очаги свободные от диктата государства, куда боится заходить полиция, которые живут собственной жизнью, периодически делая набеги вовне.


«13-й район» — художественный фильм 2004 года, снятый режиссёром Пьером Морелем по сценарию Люка Бессона

[Нажмите, чтобы прочитать краткий сюжет]2010 год, Париж, из-за разгула преступности некоторые особо опасные районы французской столицы превращены в закрытые зоны и отгорожены от благополучных кварталов бетонной стеной. За ней бурлит совсем другая жизнь: здесь процветает торговля наркотиками и оружием, здесь даже дети не выходят из дома без оружия, здесь давно не работают школы и поликлиники, здесь полиция не стоит на страже закона, а лишь защищает себя или же сама поддерживает беззаконие. Главарю одной из банд удается завладеть нейтронной бомбой. Чтобы обезвредить ее, в 13-й район отправляется офицер спецназа Дамьен. Проникать в опасные зоны — его профессия, однако на этот раз ему все-таки нужен проводник. Союзником Дамьена становится Лейто, отчаянный парень, сестра которого похищена тем же самым главарем…

Последняя сцена — Дамьен говорит Лейто и Лоле, что в скором времени начнут сносить стену вокруг тринадцатого района, а позже откроются полицейский участок и школа.


К зонам «свободным от диктата государства» можно отнести и стихийные лагеря беженцев в Европе, и эмигрантские кварталы (банльё) в Париже, и фавелы в Бразилии, трущобы в Джакарте, баррьо в испоноговорящих странах и так далее. Чтоб был понятен масштаб проблемы, то около 40% поселений к началу XXI века относятся именно к различного типа трущобам, в которых обитает около одного миллиарда человек. Вот как это выглядит на карте:


Карта мировых трущоб

Мир Хаоса Хаким Бея уже давно стал реальностью трети городского населения, и рост подобных образований стремительно продолжается.

Подводя промежуточные итоги

И что получается? Мы видим, что все рассмотренные концепты уже имеют свои воплощения в повседневности, и даже, в определенном смысле, конкурируют между собой за наше «будущее». И тем не менее от них остается странное ощущение недосказанности и недоопределенности. В принципе понятно, как миры «новых кочевников» могу существовать в ситуации пока еще полностью не повержен «старый» мир, но что будет дальше? Кого будут грабить кочевники, когда не останется оседлых народов? Кто будет заниматься производством, как и за счет чего будет обеспечиваться «стабильность» новой модели мира?

А главное, мир, погрузившись в хаос, и пройдя регресс до уровня палеолита, неизбежно вернется в исходную точку, от которой дальше начать восстанавливаться и развиваться. Подобное случалось уже не раз в истории: и в Бронзовом веке, и после крушения Римской империи, и после других, менее глобальных исторических катастроф. Везде, после обрушения цивилизации наступали «Тёмные века», пережив которые люди неизменно возвращались на траекторию развития. Ведь как глубоко бы общество не откатилось, после стабилизации состояния, начнут действовать все те же, что и раньше, предпосылки для развития, а значит, через какое-то время опять начнется и само развитие, то есть история повторится на новом цикле развития.


«Планета обезьян» — фантастический фильм 2001 года режиссёра Тима Бёртона, снятый по мотивам романа «Планета обезьян» французского писателя Пьера Буля и одноимённого фильма 1968 года.

[Нажмите, чтобы прочитать краткий сюжет]Будущее. 2029 год. На гигантской космической станции астронавт Лео Дэвидсон обучает обезьян управлять летательными аппаратами. Неожиданно один из его учеников теряет контроль над космолетом и его уносит в еще не изученную область пространственно-временных туннелей.

Не раздумывая ни секунды, Лео бросается на выручку шимпанзе, но его постигает та же участь. Пройдя сквозь туннель, он совершает скачок во времени и попадает на неизвестную планету, где цивилизация воинствующих обезьян превратила людей в своих рабов. Оказавшись в плену у обезьян, Лео пытается отстоять права человечества на свободу.

Но как могут вооруженные палками люди сопротивляться закованным в доспехи злобным гориллам убийцам? Единственный шанс выжить и победить в этой битве, это добраться до скрывающей страшную тайну происхождения обезьян «Запретной зоны».


Например, в случае отката к палеолиту, где-то раньше, где-то позже, возникнет проблема нехватки продовольствия, а следовательно, возникнет земледелие. Земледелие приведет не только образованию запасов и излишков, но и сформирует необходимость проведения совместных работ для создания общей инфраструктуры. Все это усложнит социальную жизнь, приведет к возникновению сначала обмена, потом торговли, вновь начнет развиваться специализация, начнет оформляться расслоение общества и так далее. В результате цикл развития перезапустится, и в том или ином виде, через какое-то время, цивилизация вернется на уровень, с которого произошел регресс. Повторимся, но примеров подобных циклов крушения-восстановления полна история человечества. Вот только это справедливо при естественном развитии общества, в случае же управляемой трансформации, вероятна возможность и иных сценариев событий.

А что это значит? Чем плохи обрушения цивилизации, с точки зрения элит? В первую очередь тем, что неуправляемый социальный хаос грозит и их привилегированному, властному положению. Естественно, что понимая это и обладая необходимыми возможностями, элита будет стремиться направить трансформацию таким образом, чтоб сохранить свой элитный статус. Возможно ли это? Как мы выше показали, теоретически — да. Ну а если так, то закрадывается подозрение, что если уж процесс трансформации человечества хоть в какой-то степени управляемый, то предлагаемые концепты «нового мира», в свою очередь, являются лишь переходными формами к чему-то другому стабильному, устойчивому. Что они лишь инструмент трансформации, который должен открыть дорогу чему-то еще? Чему?

(продолжение следует)

Литература


  1. Элиаде М. - История веры и религиозных идей. Том I. Перев. с фр. — М., Критерион, 2001.—464 с. ISBN 5-901337-02-6 ISBN 5-901337-03-4 (том I) {13}

  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М: Изд Смысл; Изд Эксмо, 2006. — 1136 с. ISBN 5-699-13728-9 {VII}

  3. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В.П. Большакова. — 4-е изд. — М.: Академический Проект, 2010. — 251 с. ISBN 978-5-8291-1125-0 {12}

  4. Выготский Л. С, Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с: ил. ISBN 5-7155-0531-3 {VIII}

  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина.— М.: Педагогика, 1984.—432 с, ил.—(Акад. пед. наук СССР). {IX}

  6. Бялый Ю.В. Концептуальная война. М.: МОФ ЭТЦ, 2013. — 320 с. ISBN 978-5-7018-0537-6 {X}

  7. Хёллер С. Гностицизм. М.: Клуб Касталия, 2011. — 280 с. {XI}


(к оглавлению)

Tags: n, История, Конспекты, Культпросвет, Культурный герой
Subscribe

Posts from This Journal “Культурный герой” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments