Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Г. Метсю. Женщина, читающая письмо

Фрагмент из книги С.М.Даниэль"Искусство видеть"

Габриель Метсю «Женщина, читающая письмо» (Лондон, собрание Бейт)

“В голландской живописи 17 века был весьма широко распространен мотив чтения письма. Введение в композицию картины с морским видом делало смысл сцены вполне прозрачным для современного зрителя: образ моря с его непостоянством воспринимался как символ любви, и, стало быть, речь шла о чтении любовного письма. В композиции Габриеля Метсю «Женщина, читающая письмо» ситуация несколько усложнена: рядом с читающей дамой


изображена еще и служанка, доставившая письмо. Соблюдая известную дистанцию, чтобы не мешать чтению, она, однако, не утратила любопытства и как бы непреднамеренным жестом приоткрывает занавеску висящей на стене картины.


Смысл действия служанки заключается в символическом подглядывании, ибо за занавесом открывается вид бурного моря, иносказательно представляющий содержание письма.


Тем самым тайное становится явным. Ситуация приобретает игровой характер: жест служанки подобен реплике актера, адресованной зрительному залу. Служанка как бы демонстрирует образ действия, которому должен следовать зритель, желающий вникнуть в смысл происходящего. Она выступает и в роли героя изображения, где ее функция естественно мотивирована сюжетом, и в роли посредника между картиной и зрителем — иными словами, служанка песет двойную службу.

Подобные игровые ситуации очень часто встречаются в голландской живописи бытового жанра. «Реплики» зрителю подают не только живые герои, но и вещи. Особая роль здесь отведена зеркалам и картинам, создающим игровой эффект удвоения реальности. К явлениям того же рода следует отнести всю совокупность приемов, представляющих героя или сюжетное действие, так сказать, «сквозь вещи», благодаря чему предметно-бытовое окружение выступает в роли их предъявителя, служит «внутренней рамой» композиции (помещение тщательно разработанного натюрморта на первом плане изображения, вынесение на периферию картины деталей интерьера и т. п.).

Назвать эти приемы игровыми — совсем не значит приписать им чисто развлекательную функцию. (Напомню, что игра — один из важнейших факторов воспитания, обучения культуре.) Указанные приемы вовлечения зрителя в картину сопряжены с функцией назидания, нравоучения. Живопись создает не только отображения быта, но и его образцы, тем самым участвуя в формировании национального миросозерцания. Живописцы выступают одновременно и как бытописатели, и как воспитатели зрителя. “


О художнике

Габриель Метсю — голландский художник, мастер жанровой, портретной и исторической живописи.

  • О Габриэле Метсю, одном из замечательных мастеров голландской жанровой живописи 17 века, известно немногое. Уже в середине 18 столетия его соотечественник, биограф голландских художников Арнольд Хоубракен с сожалением писал, что "о фактах его жизни мало что можно рассказать". Тем не менее 18 век был временем наивысшей славы художника, его произведения ценились коллекционерами больше, чем, например, работы Герарда Терборха, с которыми, правда, их нередко путали. Сын художника Жака Метсю, фламандца по происхождению, Габриэль первоначально жил в Лейдене, возможно, здесь и родился. Ранние работы художника включают разнообразные сюжеты: сцены из Священного Писания, аллегории, — но уже на этом этапе определяется преимущественный интерес к жанровой картине. Первые произведения художника выдают влияние Яна Стена и Дирка Халса, работавших в 1640-50-е годы в Лейдене, и свидетельствуют о том, что Метсю внимательно присматривался к творчеству этих мастеров. В 1657 году художник переехал в Амстердам. Соприкосновение с амстердамской художественной средой, знакомство с творчеством Г.Терборха, с произведениями мастеров делфтской школы завершило формирование художника. Произведения последних десяти лет относятся к лучшим созданиям Метсю, в которых выбор сюжетов, композиция, живописное мастерство достигают отточенного совершенства. Художник прожил короткую жизнь, но успел вписать яркую страницу в голландское искусство 17 века. (Продолжение биографии на сайте www.art-100.ru )


Другие работы художника

Gabriël Metsu Man Writing a Letter (1662-1665), Oil on canvas, National Gallery of Ireland, Dublin
Gabriël Metsu. The drinker

Gabriël Metsu. The Poultry-Seller, 1662

Metsu. The Sick Child (Rijksmuseum) (1664)
Tags: n, Голландцы, Живопись, Журнал, История, Статьи, Художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment