Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Позиционная борьба за культуру

(продолжение)

Но если не государство и не рыночные механизмы, тогда что? На мой взгляд, существует еще один, пока мало задействованный ресурс, — гражданское общество. Будучи изначально нерыночным образованием, гражданское общество может позволить создать оазисы вне рыночного развития культуры, при одновременном доминированием рынка вокруг них.


Важным, а можно сказать — необходимым условием, является «внерыночная» организация жизни внутри этих культурных оазисов. Безусловно, находясь в парадигме рынка невозможно, полностью исключить его влияние, но таковое можно вывести во вне, минимизировать и постараться, где возможно, использовать во благо. При этом оазисы культуры в экономическом плане могут выступать как рыночные агенты, играть по существующим правилам, пользоваться механизмами государственной поддержки, но еще раз повторюсь, главное, чтобы внутри они существовали вне рыночной парадигмы. И практический опыт таких оазисов есть, например оркестр Освальдо Пуглиезе, который в условиях Латинской Америки 30–60–х годов внутри себя являлся коммуной, но во вне — был звездой эстрады не только для Аргентины, но и для всего мира.

Гражданское общество, создав оазисы культуры, должно в них вести работу над воспитанием непотребительского отношения к культуре, над развитием вкуса, над восстановлением способности воспринимать «глубокие» тексты, над «раскрепощением и освобождением» творческих способностей, и в конечном итоге — над созданием «нового» человека. Крайне полезным может оказаться творческое переосмысление опыта Пролеткульта и советского опыта.

Важно понимать, что гражданское общество, находясь в условиях доминирования «рынка», не способно к лобовой атаке на устои государственного устройства. Пока основным мотивом экономической деятельности будет конкуренция и извлечение прибыли, культура неизбежно будет находится в неблагоприятных условиях, и задача гражданского общества — организация позиционной борьбы за культуру. Начиная с секторов заведомо неинтересных «рынку», но важных для общества, шаг за шагом необходимо создавать условия для изменения общества изнутри. Ползучая, постепенная экспансия, сохранение знаний и "культурных" школ, воспитание людей, закрепление на новой территории, поиск и освоение нового сегмента сферы культуры. И только тогда, через какое–то время появится возможность серьезно влиять на процессы. Но сначала — воспитание новой «аудитории», развитие и сохранение наследия, создание альтернативной некоммерческой культуры, и только потом — возможность радикальных изменений.

Начинать этот процесс можно уже прямо сейчас с организации противодействия ухудшающему отбору в сфере культуры. Дальше тезисно рассмотрим основные направления и способы возможного противодействия негативным тенденциям в области культуры.

Обзор возможностей гражданского общества в позиционной борьбе за культуру

Возникновение интернета, цифрового контента и новых средств коммуникаций дало гражданскому обществу эффективный механизм не только для самоорганизации, но и для практической деятельности. И несмотря на все усилия государства интернет остается все еще относительной свободной зоной коммуникаций, с крайне низкими транзакционными издержками. Стихийно самоорганизация гражданского общества уже происходит. В интернете возникают сотни, если не тысячи форумов и сетевых сообществ вокруг различных тем и идей. При этом временами степень самоорганизации таких сообществ может быть на очень высоком уровне. Например, совместные оптовые закупки для членов сообщества[29]:


Или проведение международных фестивалей и форумов, в которых принимают участие представители десятков стран с нескольких континентов, как в танго комьюнити[30].


Очень широка тематика, вокруг которой происходит подобная самоорганизация, от практических вопросов волнующих молодых мам, до гуманитарных изысканий, собирающих десятки клубов любителей творчества Шекспира[31]. Подобное хорошо показывает, что технологическая база и принципиальная возможность для создания оазисов новой культуры есть.

Но есть ли примеры, когда на базе стихийной самоорганизации граждан возникало что–то масштабное, радикально влияющей на мировые процессы? Да есть. Например, движение за программное обеспечение с открытым кодом[32] создало продукты и бизнес–модели, которыми начали пользоваться крупнейшие корпорации. Например, на 2011 год 59% веб серверов работало под управлением сервера Apache[33], разработанного совместными усилиями энтузиастов. Что обеспечило функционирование более чем 160 миллионов сайтов по всему миру. Или другой пример, система обмена цифровыми аудифайлами Napster[34] произвела революции в дистрибьюции музыкального контента и создала новую реальность на рынке аудиозаписей. И подобных примеров много, а это значит, что возможность влиять на мировые процессы есть. Кроме того, обращаю внимание, что и Apache, и Napster во многом созданы и устроены вопреки рыночным законам. И то, что под давлением рынка некоторые из них становятся полноценными рыночными агентами, не меняет их внутреннюю нерыночную природу.

Крайне важным моментом является появление технологии цифрового контента, дающей широкий доступ всем слоям населения к богатству культурного наследия вне зависимости от социального положения или материального благосостояния. Ведь в доцифровую эпоху даже организация небольшой библиотеки требовала серьезных материальных и организационных затрат. Аудио же и видео библиотеки могли себе позволить только крупные государственные учреждения, а поиск информации требовал определенной квалификации и был связан с серьезными издержками. Если жители столиц, приложив определенные усилия, и затратив существенное время все же потенциально могли получить доступ к специализированным фондам, то для всех остальных подобное было практически невозможно. Интернет же, как револьвер в свое время, уравнял шансы. Теперь везде, где есть выход в сеть, можно получить доступ к цифровым копиям практически любых первоисточников.

Ну и последнее, как быть с финансовыми ресурсами там, где без них не обойтись? Например, при организации промышленного производства, или для съемок фильма, или для проведения исследований. Везде, где невозможно выполнить задуманное без привлечения внешних, живущих по рыночным правилам сил? Ведь привлечение института инвесторов, или государства часто влечет за собой утрату независимости в принятии решений, а значит и появление внешних сил, имеющих права влиять на внутренние процессы «культурного» оазиса. Но и этот вопрос в настоящее время технологически решен. Это так называемый краудфандинг[35], то есть прямой сбор средств гражданами на какие–то цели.


Например, краудфандинг средств для избирательной компании Барака Обамы в 2008 году позволил собрать более 272 миллионов долларов. Но и для частных коммерческих проектов подобная схема финансирования позволяет собирать сотни тысяч и миллионы долларов. В том числе и в России. В том числе и в сфере культуры. Например, в настоящее время идет сбор средств на продолжение съемок фильма о подвиге героев панфиловцев[36], что как раз хорошо иллюстрирует ответ гражданского общества на создаваемые за государственный счет «патриотические» фильмы подобные «Сталинграду»[36] или «Предстоянию»[37].

Февраль 2015. Интервью с актёрами фильма "28 панфиловцев"

Есть и успешно завершенные проекты, например документальный цикл режиссера Дмитрия Васюкова «Счастливые люди»[39], получивший и российскую, и международную известность. Причем не только без государственного участия в производстве, но даже и без официального проката в России.

Happy People: A Year in the Taiga Official Trailer

Что же получается? Даже краткий обзор текущего состояния дел показывает: в настоящее время гражданское общество имеет все необходимые средства и возможности для организации своей деятельности, в значительной мере независимой от условий диктуемых рынком. И деятельность эта может быть не только успешной, но и оказывать реальное влияние на глобальные процессы, а значит создание «культурных» оазисов технологически возможно уже сейчас.

Рассмотрим на примере, как гражданское общество практически может повлиять на процессы ухудшающего отбора в сфере культуры. Продолжение следует

Источники

29 http://vk.com/club_kupi_optom — как один из примеров стихийно организованного оптового сообщества.

30 https://www.facebook.com/groups/253776004698818/ — Пример международного танго фестиваля, организованного энтузиастами

31 http://william-shakespeare.diary.ru — пример литературного клуба, одного из многих

32 Открытое программное обеспечение (англ. open-source software) — программное обеспечение с открытым исходным кодом. Исходный код таких программ доступен для просмотра, изучения и изменения, что позволяет пользователю принять участие в доработке самой открытой программы, использовать код для создания новых программ и исправления в них ошибок — через заимствование исходного кода, если это позволяет совместимость лицензий, или через изучение использованных алгоритмов, структур данных, технологий, методик и интерфейсов (поскольку исходный код может существенно дополнять документацию, а при отсутствии таковой сам служит документацией).

33 http://news.netcraft.com/archives/2011/01/12/january-2011-web-server-survey-4.html

34 Napster (Напстер) — файлообменная пиринговая сеть, созданная Шоном Фэннингом, Шоном Паркером и Джорданом Риттером и действовавшая в период с июня 1999 года по июль 2001 годa. Napster был первым широко используемым файлообменным сервисом, позволявшим легко обмениваться музыкальными файлами с другими людьми, что привело к обвинениям в нарушении авторских прав со стороны музыкальной отрасли.

35 Краудфан́динг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов).

36 «Двадцать восемь панфиловцев» — художественный фильм Андрея Шальопы о подвиге советских бойцов при обороне Москвы в 1941 году. Премьера запланирована на осень 2015 года http://28panfilovcev.com

37 «Сталинград́ » — российская военная драма режиссёра Фёдора Бондарчука.

38 «Утомлённые со́лнцем-2: Предстояние» — художественный фильм режиссёра Никиты Михалкова. Является продолжением фильма «Утомлённые солнцем» (1994).

39 Васюков Дмитрий Давыдович. Родился 2 апреля 1958 года в Москве. Окончил театральное училище им. Б.В.Щукина. Официальный сайт http://васюков.рф



К оглавлению
Tags: n, Журнал, Конспекты, Культурная политика, Статьи, Экономика культуры
Subscribe

Posts from This Journal “Культурная политика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments