Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Кризис культуры. Экономический аспект. Заключение

(окончание)

Процессы происходящие в культуре чрезвычайно сложны, и безусловно не могут быть сведены только к экономическим факторам. Но с другой стороны, не учитывая экономический аспект проблемы, сложно понять истоки некоторых происходящих в настоящее время глобальных процессов трансформации культуры.


Рассмотрев даже всего два аспекта: экономическая дилемма Баумоля и проблема ухудшающего отбора Акерлофа, становится понятно, что проблемы в сфере культуры носят системный характер. В первом случае мы видим, что без государственной поддержки, и не важно будет это так называемая англо–саксонская модель или континентальная, сфера культуры в условиях рынка существовать не может.


А во-втором, на примере проблемы ухудшающего отбора, — что сфера культура очень плохо согласуется с рыночными механизмами регуляции и без внешнего вмешательства будет происходить неизбежный процесс ее деградации.


Ситуация дополнительно осложняется тем, что государство в сфере культуры имеет очень ограниченные рычаги воздействия, и при этом, живя по рыночным законам, оно и само неизбежно начинает оказывать негативное влияние. Все же попытки как–то регулировать сферу культуры, в лучшем случае, приводят к консервации проблем, но не к их решению.


При этом важность сферы культура для государства — растет. Культура теперь не только одна из основ государственности, но еще и важный политический инструмент борьбы за существование.

Возникает глобальный цуцванг: государству нужна сфера культура, культуре нужна поддержка государства, но любое действие ведет к ухудшению ситуации. Можно ли как–то этот порочный круг разорвать в рамках рыночной экономики? Ответа на этот вопрос — нет. Но гражданское общество может попытаться стать новым активным «игроком» в сфере культуры, у которого несмотря на вроде бы неизмеримо меньшие возможности, по сравнению с государством, тем ни менее есть все шансы успешно противостоять негативным тенденциям в сфере культуры и искать пути выхода из тупика.


Стихийно общество начинает самоорганизовываться, для противодействия культурным изменениям, но пока это бессубъектный процесс, то в лучшем случае он способен на какое-то время замедлить негативные процессы. Формирование же субъекта, способного организовывать и поворачивать в нужном направлению “стихийное творчество масс” и есть, на мой взгляд, первоочередная задача для противодействия негативным процессам в области культуры. Но без понимания экономического аспекта сферы культуры, на мой взгляд, и создание подобного “субъекта”, и его успешное функционирование — невозможны. Хотя и это является необходимым, но не достаточным условием.

И последние, для того, чтобы составить более ли менее целостную картину процессов происходящих в сфере культуры, рекомендуется прочесть четыре книги:


  1. Терри Иглтон — «Идея культуры». Возможно наиболее сложная, но дающее общее представление о процессах происходящих в области культуры. В некотором раоде это — философский взгляд на проблему

  2. Долгин А.Б. — «Экономика символического обмена». Прагматический взгляд на экономический аспект проблемы. Простой образный язык, много ссылок на внешние работы и исследования.

  3. Тросби, Д. — «Экономика и культура». Политический аспект культурной сферы. Дает представление о том, как культура стала и теперь используется как геополитический инструмент.

  4. Хезмондалш, Д. — «Культурные индустрии». Исследование практики функционирования массовой культуры. Дает общее представление как формировалась и теперь реально работает массовая культура.

Конец конспекта.

Используемая литература


  1. Akerlof G. A. The Market for «Lemons»: Quality Uncertainty and the Market Mechanism // The Quarterly Journal of Economics, Vol. 84. August 1970. P. 488–500. Рус. пер.: Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм

  2. Баумоль и Боуэн «Исполнительское искусство – Экономическая дилемма» (Baumol W. J., Bowen W. G. Performing Arts – the Economic Dilemma. Twentieth Century Fund, New York, 1966)

  3. Долгин А.Б. — Экономика символического обмена. M.: Инфра–М, 2006. — 632 с.

  4. King T. Patronage and Market in the Creation of Opera Before the Institution of Intellectual Property // Journal of Cultural Economics, Vol. 25(1), 2001. P. 21–45.

  5. Кончаловский А. Победа рынка над искусством. Как маркетологи берут верх над творцами // Российская газета. 9 февраля 2005 г.

  6. Музычук В.Ю. Должно ли государство финансировать культуру? — М.: Институт экономики РАН, 2012. – 60 с.

  7. Терри Иглтон — «Идея культуры» / пер. с англ. И. Кушнаревой; Нац. исслед. ун–т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 192 с. — (Исследования культуры). — тираж 1000 экз.

  8. Тросби, Д. — Экономика и культура / пер. с англ. И. Кушнаревой; Нац. исслед. ун–т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. — 256 с. — (Исследования культуры). — 1000 экз. — ISBN 978–5–7598–0836–7 (в пер.).

  9. Хезмондалш, Д. — Культурные индустрии / пер. с англ. И. Кушнаревой; под науч. ред. А. Михалевой; Нац. исслед. ун–т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 456 с. — (Исследования культуры). — 1000 экз. — ISBN 978–5–7598–0837–4 (в пер.).

  10. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ–ДАНА, Единство, 2002. — 519 с. ISBN 5–238–00349–8


К оглавлению
Tags: n, Журнал, Конспекты, Культурная политика, Статьи, Экономика культуры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments