Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

В поисках автора. Город золотой


«Город золотой» (другие названия — «Город», «Рай», «Над твердью голубой…») — песня из
репертуара Бориса Гребенщикова, Алексея Хвостенко, а также ряда других исполнителей.
Занимает третье место в списке 100 лучших песен русского рока в XX веке. Журналом
Time Out помещена в список «100 песен, изменивших нашу жизнь».
Из Википедии

Думаю, что большинство из поколения «перестройки» уверено, что песня «Город золотой» — это Борис Гребенщиков (группа Аквариум). Для многих песня еще и связана с культовым фильмом начала перестройки «Асса»:


«Асса» — культовый «перестроечный» кинофильм 1987 года режиссёра Сергея Соловьёва

Помимо Гребенщикова в фильме звучит Агузарова (группа «Браво»), Виктор Цой (группа «Кино») и другие звезды советского "андеграунда":

Финальная песня из фильма "Асса", 1987. Группа Кино "Перемен"

Сейчас это кажется странным, но тогда рок-музыканты в кино для молодежи были целым событием. Многие пошли на фильм только ради того, чтобы увидеть и услышать своих рок-кумиров. Пересматривая фильмы тех лет испытываю странные ощущения: каким "важным", "глубоким" и "интеллекутальным" это казалось тогда, и как оно же примитивно, убого и часто глупо выглядит сейчас. В том числе и "музыкальные номера" из "Ассы", которые тогда пересматривались бесчисленное количество раз.  Но «Город золотой» на их фоне выглядит искулючением из правила, он продолжает звучать современно, да и смотреться в фильме тоже:


Борис Гребенщиков. Группа Аквариум. Город золотой (песня из кинофильма «Асса»).

Но, если разобраться с историей произведения, то во-первых, станет понятно почему оно не утратило актуальность, а во-вторых, выяснится, что сама история состоит из мистификации на мистификации. Начнем с того, что Гребенщиков никогда авторства своего не заявлял: ни на музыку, ни на слова.

История создания

В 1975 году песня "Город золотой" прозвучала в спектакле «Сид» ленинградского театра-студии «Радуга», где её и услышал Борис Гребенщиков. Но впервые он ее исполнил сам только почти десять лет спустя, в марте 1984 года на концерте в Харьковском государственном университете, при этом извинившись за то, что даже не знает, чья это песня. Студийно "Город золотой" был записан группой «Аквариум» в январе 1986 года в Ленинградском Доме Радио. Под именем «Город» она вошла в альбом «Аквариума» «Десять стрел» и стала «визитной карточкой» Гребенщикова.


Текст песни

Вокруг авторства стихов существовало много легенд, иногда совершенно невероятных. Например, что их написал средневековый итальянский еврей «Франческо ди Милано» на иврите, и что рукопись была найдена поэтом Владимиром Глозманом в какой-то библиотеке.

Глозман Владимир Иосифович Поэт, автор переводов "Город золотой" на иврит

Настоящим же автором текста является Андрей Волохонский. В ноябре 1972 года он сочинил стихотворение «Рай» на мелодию с пластинки Вавилова.

Анри Гиршевич Волохонский — русский поэт, прозаик, философ, переводчик.

Вот как он сам об этом рассказывал:


  • «Я улышал эту пластинку, где было написано, что это музыка Франческо ди Милано. Ходил ее и мурлыкал. Был я тогда в подавленном настроении, так как Хвостенко, с которым мы написали много песен, уехал в Москву, а я остался в Питере. С мыслями «Как же я теперь песни буду писать?» Я ходил по Питеру и зашел в мастерскую своего друга Акселя, и минут за 15 написал этот текст. Было это в ноябре-декабре 1972 года»


Позже, в 1985 году стихотворение было опубликовано на 156-ой странице поэтического сборника «Анри Волохонский. Стихотворения» 1983, Hermitage USA. Авторский вариант текста выглядел так:

Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И яркою стеной
А в городе том сад
Все травы да цветы
Гуляют там животные
Невиданной красы
Одно как рыжий огнегривый лев
Другое – вол, исполненный очей
Третье – золотой орел небесный
Чей там светел взор незабываемый
А в небе голубом
Горит одна звезда
Она твоя о Ангел мой
Она всегда твоя
Кто любит тот любим
Кто светел тот и свят
Пускай ведет звезда твоя
Дорогой в дивный сад
Тебя там встретят огнегривый лев
И синий вол исполненный очей
С ними золотой орел небесный
Чей так светел взор незабываемый


В тексте использованы библейские образы из ветхозаветной Книги пророка Иезекииля (Иез. 1:10), на эту книгу, как на источник, ссылается и сам автор.
Ну есть и другие трактовки, например: описание Небесного Иерусалима из Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса) (Отк. 21:1—3, 21:11—22:2), в
христианской традиции считающегося образом рая, и четырёх животных из Апокалипсиса (Отк. 4:6—9) — тетраморфа.

Тетраморф. Мозаика из Ватопедского монастыря на горе Афон. 1213.

Тетраморф — в иудео-христианском вероучении и богословии — крылатое существо из видения пророка Иезекииля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, быка и орла. В Откровении Иоанна Богослова тетраморф представлен в образе отдельных Четырёх апокалиптических существ. А возможно, произведение было навеяно  мозаичным панно «Небо» в мастерской ленинградского художника Бориса Аксельрода (Акселя), где нередко бывал поэт.

Борис Аксельрод, он же Аксель, ленинградский художник

Текст Гребенщикова, как мы уже писали, немного отличается от авторского. Скорее всего, восстанавливая по памяти, или разбирая с плохой записи, Гребенщиков невольно внес искажения, которые Андрей Волохонский позже прокомментировал так:


  • «Видимо, у Гребенщикова была плохая копия. Что-то он, возможно, заменил ради музыкального благозвучия, как он его видел. А вот что касается «Над небом голубым» — мне кажется, что они опасались антирелигиозной цензуры, вот и заменили это…»


Не менее запутана ситуация и с авторством музыки, но об этом в следующей части

Tags: 1, В поисках автора, Журнал, История, Музыка, Статьи
Subscribe

Posts from This Journal “Музыка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment