Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Коляда-театр. «Гамлет». Часть 3. Короткая справка

Я при жизни был рослым и стройным,
Не боялся ни слова, ни пули
И в привычные рамки не лез,-
Но с тех пор, как считаюсь покойным,
Охромили меня и согнули,
К пьедесталу прибив "Ахиллес".

Высоцкий. Памятник.

(предыдущая часть)

Перед тем как вернуться к деталям постановки “Гамлета” Колядой–театром, короткая справка о режиссере, театре и отзывах на постановку. Мистика постановки в том, что даже происходящее вокруг нее становится значимой частью действа. Вот, например, если бы я раньше слышал, как режиссер сокрушается, что ему приходится показывать “голые зады”, тогда как хочется обращаться к душам зрителей, то обилие голых задов в Гамлете воспринималось бы иначе. Да и сам он, играя в “Гамлете”, и одну из ключевых ролей (тень отца Гамлета) воспринимался бы глубже. Ведь он очень необычная “тень”, не классическим образом трактованная, которая и правда не замечает “задов” и обращается к “душам”, грустно наблюдая зал, как бы немного со стороны:

Коляда в роли тени отца Гамлета на заднем плане. Фото с сайта http://www.dramteatr.com

Ниже склейка двух фрагментов из спектакля: первого появления “Тени” и трактовка “классического монолога”:


О деталях постановки хочется поговорить отдельно, тут же хочу на сильный, для меня совершенно неожиданный, эффект обратить внимание. Ведь за видимым слоем постановки есть еще и второй, тот, в котором возникают взаимоотношения театр — зрители, и в нем Коляда становится еще одним Гамлетом. То есть Коляда-режиссер своей постановкой и поведением низводит зрителей до существ с высунутыми языками, и с легким высокомерием высшего, но не злого, существа грустно наблюдает за ничего не понимающим, хихикающим невпопад над формой и упускающим содержание зрительным залом, превращающим своим поведением трагедию в фарс. И это круто сделано. Обратите внимание на “язык” Гамлета на последних секундах фрагмента. Да? То есть и он почти животное на фоне “Тени”, ну или психик, в гностической нотации если. Зрители — гилики, ну а Коляда–Тень — пневматик. Очень убедительно и зловеще…

Но вернемся к “справке”.

Николай Владимирович Коляда

Фото с сайта http://www.peoples.ru/

Из Википедии:

Николай Владимирович Коляда — советский и российский актёр, прозаик, драматург, сценарист, театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат международной премии им. К. С. Станиславского. Автор более 90 пьес. 38 пьес поставлено в разное время в театрах России, ближнего и дальнего зарубежья. В собственном театре как режиссер поставил 20 спектаклей, из которых два получили премию губернатора Свердловской области.
Пьесы Коляды переведены на немецкий, английский, французский, итальянский, испанский, шведский, финский, болгарский, латышский, греческий, словенский, сербский, турецкий, украинский, белорусский, венгерский, литовский языки. Поставлены на сценах театров Англии, Швеции, Германии, США, Италии, Франции, Финляндии, Канады, Австралии, Югославии, Словении, Македонии, Латвии, Литвы. Несколько лет вел свою телевизионную авторскую программу под названием «Чёрная касса» на Свердловской государственной телерадиокомпании. Живёт и работает в Екатеринбурге.


Что хочется отметить. Коляда — живой, он реагирует на происходящее. Он как бы общается с залом постоянно, и даже не общается, а присутствует в нем. Но не как Любимов с лазерной указкой, а как “Тень”. Причем во времена социальных сетей он уже совсем как “Тень”. Например, после начала цикла о Гамлете он пару раз заходил ко мне в блог, зафрендил в FB, и даже перепостил у себя первую часть, посвященную Гамлету.

Коляда интересный собеседник. Вот его интервью о себе и театре:


Слушая его в интервью, вот никогда бы не подумал, что это он тот, кто поставил разбираемый вариант “Гамлета”.


И теперь мне все время кажется, что это “Тень” говорит, только крылышки сняла. Вот еще пара цитат из интервью для полноты картины:

“— А как найти и сохранить талант на сцене? Что с актёрами происходит — они сразу талантливы на всю жизнь или это вырастить, натренировать можно?
— Мне крупно повезло, что труппа у нас подобралась такая замечательная. Я их не выбирал специально, они сами пришли ко мне. Очень я доволен последними «приходами» — парень, игравший Самозванца в «Борисе Годунове», Максим Чопчиян, закончивший отделение театра кукол в театральном институте. Или Илья Белов, игравший Озрика в «Гамлете» и Сергея Сергеевича в «Бабе Шанель», или Олег Билик, пришедший из Москвы, из Щепкинского училища, — все они очень важны для меня. Я им поначалу одно и то же говорю: ходите на репетиции, там посмотрим. С молодыми надо много работать, но я их не выбирал и не приглашал из других театров, не ходил высматривать на дипломные спектакли.
Мой театр — скорее секта, чем театр, поэтому актеры сами должны принять решение прийти ко мне.
У нас люди не на работу приходят, а заниматься любимым делом, они все чрезвычайно увлечённые. Видимо, я их завожу, помогаю сохранить интерес. А если человеку скучно у нас, не в радость, сразу наступает «досвидос» и расставание. Но за десять лет существования театра всего десяток актёров подверглись текучке кадров. Это очень мало.”
(источник)


"Есть старая байка про двух стариков. Один сидит на лавочке и говорит: «Я так много ездил и ничего не узнал». Другой: «А я никуда не ездил и так много узнал». Надо в душу себе смотреть. Выключить радио, телевизор, интернет и задуматься. Вот я ехал на поминки мамы и думал: «Как может человек умереть? Жил, жил и ничего от него не осталось». Нам кажется, что будет как в названии фильма – «Все умрут, а я останусь». Любовь да смерть – самое главное, об этом и все пьесы. Об этом вообще все" (источник)

"– Нет легкости! Текст должен лететь, чушь там все! – обращается он к артистам, подглядывая замечания в большой тетради, –Вот куда ты с этим матрасом вышел? Таскание должно быть от любви, а не от режиссуры!

Наконец, Коляда скрывается в небольшом кабинете администрации, который он, похоже, делит еще с тремя людьми, на ходу прикрикивая на труппу, чтобы не разбегалась, и говорит мне, что у него только пятнадцать минут.
Опускаясь в своё кресло, Коляда выходит из образа раздраженного режиссера и, надев тюбетейку, с немного
скучающим видом отвечает на вопросы.

– Вы всегда такой нервный на репетициях?
– Что, есть ощущение, что я сильно трачусь? Нет, это я так. Ведь вся эта работа в радость. Если артисты огорчают, то я знаю, что на них надо наорать. Они все сделают, конечно, но нужно, чтобы дисциплина была, чтобы учили тексты и все такое прочее, поэтому покрикивать на них надо. Если я, бывает, куда-то уеду – звоню помощникам узнать, какая ситуация в театре, чтобы они мне доложили все честно и откровенно. Бывает, что если меня нет, то артисты начинают распускаться. Они как маленькие дети. Нет воспитательницы – начинают баловаться, начинают придуриваться, начинают на сцене "колоться", смеяться и друг друга мешить.Помимо 65 сотрудников театра, у воспитателя под опекой актёрский курс и студенты-драматурги."
(источник)


PS Для тех, кто любит о режиссерах в “бронзе” читать, тем можно на официальный сайт Коляды. Там есть все. Полное досье.

О театре

Из Википедии:

Коляда́-теа́тр — частный театр, зарегистрирован как некоммерческое партнёрство в городе Екатеринбурге. Был создан 4 декабря 2001 года в день рождения своего художественного руководителя Николая Владимировича Коляды.


  • «В свой день рождения, 4 декабря, я получил документы так называемого Некоммерческого партнерства „Коляда-театр“. Мании величия у меня нет, но я решил назвать свой театр именно так — был языческий бог Коляда, рождественская песня зовется колядкой. Мне хочется, чтобы в этом театре был постоянный праздник для зрителя, а для актеров — радость, жизнь. Я в лепешку расшибусь, но это будет лучший театр в городе. У него будет своя труппа, свой штат и зал мест на 100—120». Николай Коляда


До 2004 года театр существовал без собственного помещения, а в мае 2004 года наконец получает собственную сцену — в подвальном помещении Краеведческого музея, в центре Екатеринбурга. Зал вмещает не более 50 зрителей. За два года в репертуаре появляется 15 спектаклей для взрослых и детей. Театр доказал свою жизнеспособность и стал одним из самых заметных в Екатеринбурге. Летом 2006 года на подвал, который труппа «Коляда-театра» обустроила буквально своими руками, предъявил претензии «Центр молодежной поэзии»: его представители «под предлогом ремонта разломали сцену и учинили погром в помещении». В сентябре 2006 года «Коляда-театр» переезжает в новое здание.


  • «Это не театральное помещение, здесь все нужно перестраивать. Здесь нет электричества, нет места для сцены. Работы предстоит много. Но, когда мы въезжали в здание на Ленина, и там вода стояла по колено, тоже не было света, однако все сделали». Николай Коляда


«Коляда-театр» внутри напоминает обычный дом — с комодами, половиками, фотографиями на стенах и самоваром: перед спектаклем зрителей ждет горячий чай с печеньем, а у порога их часто встречает сам режиссёр. Обжитый вид создают старые вещи, которые собрал Коляда. «Коляда-театр» активно гастролирует в Москву, Санкт-Петербург и за границу: Францию, Германию, Словению, Польшу. Принимает участие в фестивалях «Золотая Маска», «Радуга» и многих других.
Правительство Свердловской области намерено отремонтировать и передать Коляда-театру здание бывшего кинотеатра «Искра» в Екатеринбурге.


У театра есть сайт. На мой взгляд немного дурацкий, но не бестолковый. Кому хочется расширенной справки, могут сами получить ее на сайте. А я же вернусь к “Гамлету”, но уже в следующей части.

Tags: Рецензии, Театр, Шекспир
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments