Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Хасимото Кансэцу, его китайцы и звери (2)

Оригинал взят у umbloo в Хасимото Кансэцу, его китайцы и звери (2)
(Окончание. Начало здесь)

В 1930-х годах Хасимото Кансэцу вновь сменил манеру — теперь он решился посоперничать со своим наставником Такэути Сэйхо: «на его поле»: в анималистике. И, надо сказать, именно эти работы Кансэцу полюбились зрителям больше всего.
Иногда Кансэцу соперничал напрямую: изображая тех же животных, что его учитель, и в сходном стиле.


Но очень быстро обнаружилось, что у него есть свои любимцы. И прежде всего это обезьяны — их у Кансэцу несметное количество, и все — разные и выразительные.














Другим любимцем у него был тануки, енотовидная собака (которую у нас часто переводят «барсуком»), с его славой оборотня:




Ну, а где тануки, там и белый лис:


И птицы, конечно, тоже присутствуют:




Птиц и собак он и дома у себя держал, благо усадьбу приобрёл просторную (по японским меркам):


Звери принесли художнику куда большую славу (и куда больше денег), чем «китайские сюжеты». А Такэути Сэйхо: говорил, что он Хасимото Кансэцу, конечно, не завидует — зато очень им гордится. И, кажется, даже признавал, что с обезьянами Кансэцу его обошёл…
Когда началась война, спрос на зверей упал, а на пропаганду — вырос. Хасимото Кансэцу не отказывался от заказов на «патриотическую тематику», но батальных картин рисовать не желал. Предпочитал тему «Великой восточноазиатской сферы совместного процветания» (大東亞共榮圏, Дай-то:a Кё:эйкэн); подразумевалось — под японским покровительством, но вот японцев-то он по-прежнему изображать избегал.
Вот яванская девушка с облегчением покидает бомбоубежище:


А вот самая знаменитая его картина военной поры — уйгурская красавица XVIII века Ипархан (прозванная китайцами Сян Фэй, когда они полонили её и сделали императорской наложницей):
Без собаки и тут, как мы видим, не обошлось.
Кансэцу всегда любил Китай и иногда слишком резко высказывался о том, как скверно ведут себя там сегодня японцы. Его предупреждали, что за эти высказывания на него шлют доносы — он отмахивался: «Я уже слишком стар, чтобы бояться!» Войны он не пережил — успел умереть в начале 1945 года...

Вот, кому интересно, сайт его дома-музея (в основном по-японски) – там, кстати, можно наглядно увидеть, какого размера его «большие картины».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments