Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

"Венецианский купец" (2004). Майкл Рэдфорд. Часть 2


(Часть 1)

Ну и вернёмся непосредственно к фильму. В первых же кадрах показывается настоящая Венеция. Гранд-канал:


Мост Риальто:

Ворота в Гетто:


и … гонения на евреев:




И если городские локации показаны достоверно, то ситуация с гонениями была не такой очевидной. Венеция шла на достаточно жесткий конфликт с Ватиканом, отстаивая «права» евреев. Сам же Гетто был остроумной юридической уловкой, позволявшей, формально соблюдая папский эдикт, не изгонять евреев из города. Но в «борьбе», увы, очень часто история приносится в жертву обеими сторонами. Ведь и ситуация с «желтыми звездами» и «красными шапками», которые обязаны были носить евреи, ужасна с позиций нашего времени, но в средние века это была распространенная практика. Одежда регламентировалась для всех сословий, причем достаточно жестко, так как служила, в определенном смысле, удостоверением личности. Кстати, во всей Италии евреи обязаны были носить головные уборы желтого цвета, а в Венеции - красного.

Помимо пересмотра роли Шейлока, Рэдфорд внес еще несколько достаточно странных «улучшений» Шекспира. Взять, например, «странные» отношения Антонио и Бассанио:


Это что угодно, но не «дружеский» поцелуй. И подобная стилистика сохраняется на протяжении всего фильма. Зачем? Без этого Шекспир был недостаточно «хорош»? Причем, с другой стороны, с исторической, гомосексуализм действительно был в Венеции большой проблемой, правда, Шекспир едва ли об этом знал. И обычай женщин ходить с частично обнаженной грудью, как раз следствие неудачной борьбы властей с мужеложеством. Суть в том, что дабы вернуть мужчин к естественным «потребностям», «Советом Десяти» было постановлено проституткам в публичных местах быть с обнаженной грудью:


Ну а дальше мода охватила и не только проституток.

История венецианской проституции - это отдельная большая тема. Например, знаменитая, благодаря Бродскому, «Набережная неисцелимых» предназначалась вовсе не для умирающих от чумы, хотя возможно и так она использовалась. Вообще-то в этом месте был приют для неисцелимо больных сифилисом, от которого набережная и получила свое имя. Откуда сифилис? Временами, каждая десятая женщина в Венеции была проституткой. И это без учета проституированных мужчин и нелегалок. В общем, желающие узнать подробности могут сами посмотреть хотя бы И.Блоха «История проституции». В фильме же еще раз хочу обратить внимание на точность в исторических деталях, а именно: посмотрите на прическу и цвет волос у девиц, или на мосты. Во времена повествования мосты в Венеции были, в основном, без перил. Сейчас таких осталось всего несколько, и, как мне кажется, для съемки все же был сделан муляж подобного моста без перил, так как существующие — не подошли по картинке. Хотя тут я не уверен, но просто не помню места в кадре:


Вот как много зрителей фильма знают подобные архитектурные тонкости? Но ведь не лениво же было режиссеру мастерить муляж. Почему-то же было для него важно показать мост именно без перил? Почему? Тогда как в других сценах — вопиющая небрежность к деталям. Например из сцены отплытия Бассанио в Венецию на выручку Антонию выходит, что вилла Порции расположена где-то на Джудекке:


Тогда как по тексту она была в Бельмонте, на материке. В другом кадре вилла, наверное для “красивости”, показана немного фэнтезийно, как пристанище эльфов:


Хотя центральная часть — историческое здание. Это вилла Каподилиста (Падуя), построенная во второй половине XVI века Дарио Варотари (ученик Паоло Веронезе) и в которой велась съемка фильма:

Вилла Каподилиста (Падуя). Вторая половине XVI века, архитектор Дарио Варотари


Вилла Каподилиста (Интерьер)

О некоторых сюжетных странностях. Во-первых, к вопросу об антисемитизме: все обращают внимание на Шейлока, но ведь есть еще его дочь Джессика, за которой ухаживает венецианец Лоренцо, никто его за это не третирует, да и к Джессике главные герои относятся уважительно. И где тут, простите, антисемитизм?

Джессика и Лоренцо

Странная ситуация и с кольцом жены Шейлока, на которое Джессика «как бы» выменяла обезьянку. В финале фильма показано, что кольцо осталось у Джессики, ничего она на него не выменивала:


И выходит, Тубал Шейлоку наврал? Зачем? Ну и вообще, Тубал в фильме выглядит как человек, ведущий «свою игру». Еще один забавный момент - фильм заканчивается кадрами «охоты» в лагуне:


Но, глядя на это, мне сразу вспоминается Карпаччо и загадочная история картин «Охота в лагуне» и «Две венецианки»:



Карпаччо, объединенные «Охота в лагуне» и «Две венецианки»

Почему-то кажется, что и Рэдфорду эта история вспомнилась. Рёскин, такой Рёскин. Ну и где Шекспир, там всегда загадки. Ведь, по большому счету, за незатейливым сюжетом, как бы «антисемитизмом» и прочими условностями, автором показана и осуждена сама суть нового уклада общества, еще только грядущего, но уже пугающего. Ведь что происходит в сцене суда?



Речь Шейлока на суде

Граждане города собрались в Дворце дожей на заседание Верховного суда, где возможно произойдет ужасная сцена: ростовщик, еврей Шейлок,  у уважаемого венецианца, купца Антонио, будет вырезать фунт живой плоти. Все понимают, что такое наказание убьет Антонио и горожанам происходящее очень не нравится. Еще больше толпа возмущается, после того, как Шейлок отказывается принять уплату долга в кратно большем размере. Но как реагируют граждане? Ведь это же публичное убийство из мести! Как могут христиане подобное допустить? Но может это уже не совсем христиане? И для них подписанный контракт становится важнее морали, Бога, всего? Золотой телец победил?

Ну а Шейлок? Что движет им? Принять деньги? В двойном, тройном, да даже в десятерном объеме, это будет всего тридцать тысяч, тогда как, из-за Антонио, он уже потерял больше полумиллиона.

"Шейлок
<...> Пусть никто не насытится им, - оно насытит месть мою. Он меня опозорил, помешал мне заработать по крайней мере полмиллиона, насмехался над моими убытками, издевался над моими барышами, поносил мой народ, препятствовал моим делам, охлаждал моих друзей, разгорячал моих врагов; а какая у него для этого была причина? Та, что я жид.
" (III,1)

Может поэтому он идет на риск и до конца?

"Шейлок
Да, это верно, это совершенно верно! Ступай, Тубал, найми мне заранее пристава, договори его за две недели до срока. Я вырежу у Антонио сердце, если он только просрочит; когда его не будет в Венеции, тогда я буду волен делать дела, как хочу. Ступай, ступай, Тубал! Мы встретимся в нашей синагоге; ступай, добрый Тубал; в нашей синагоге, Тубал". (III,1)


Но Шейлок же не может не понимать, что из-за него пострадают и другие евреи, нет? Или понимает? Но может быть, роль Тубала как раз в том и состоит, чтобы Шейлок пошел до конца, сделав за остальных "грязную работу"?

Ну а как коллизия разрешается? С помощью грамотного адвоката? Ничего не напоминает? Я вот почему-то вспомнил Хиллари Клинтон, которая убедила всех, что минет не является сексуальными отношениями, так как этого не указано в словарях, чем спасла мужа–президента от импичмента.

Вот именно из-за таких сцен Шекспира все же лучше читать, а не смотреть в «урезанном варианте». Кстати, говорят, в американском издании пьесы для школьников сказано, что она о любви и женитьбе. «О дивный новый мир».

Смотреть ли фильм? Сначала прочесть в «бумаге», а потом уже и посмотреть можно. Тем более, что делов-то часа два, даже если читать вслух.

Tags: n, Кино, Культпросвет, Рецензии, Шекспир
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments