Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Колонна Траяна: каменная летопись расцвета Римской империи


Высеченная из мрамора и увитая спиральным фризом
с богатейшей резьбой, колонна Траяна возвышается
над Римом на 38 метров. Каменный дневник военных
действий в 155 сценах повествует о победе импера-
тора над коварным, но доблестным врагом.
Эндрю Карри. Журнала National Geographic

Колонна Траяна стоит в Риме уже почти две тысячи лет. Она стала памятником апогею имперского могущества Древнего Рима, высшей стадией его развития, маркируя начало  затянувшегося на века процесса разрушения великой империи. Колонна Траяна не только архитектурный памятник, она еще и образец имперской пропаганды, которая продолжает действовать до сих пор, например, являясь одним из краеугольных камней румынской национальной идентичности. Колонна стала и знаковой вехой в развитии искусства. Может это звучит странно, но она — предтеча современной кинематографии. Ее создатели для яркого и увлекательного изображения истории двух дако-римских войн применили все основные современные кинематографические приемы, чем и заложили, по факту, основы современного киноискусства. Даже современные типографские шрифты и те корнями прорастают из использованных в оформлении колонны:

«Сенат и народ римский (воздвигли эту колонну) императору Цезарю Нерве Траяну Августу, сыну божественного Нервы, Германскому, Дакийскому,
великому понтифику, наделенному властью народного трибуна в 17-й раз, императору в 6-й раз, консулу в 6-й раз, отцу отечества, для того, чтобы
было видно, какой высоты холм был срыт, чтобы освободить место для возведения этих столь значительных сооружений»

Эта надпись - предмет культа у современных шрифтовиков. Буквы выполнены римским капитальным письмом эпохи совершенства этого стиля (114 г. н. э.), и считается, что именно тогда были заложены основы современного искусства создания шрифтов.


Кстати, по «случайному» совпадению название National Geographic на обложке одноименного журнала набрано подобным шрифтом.

Вот обо всем этом и хочется поговорить поподробнее, но для начала краткая историческая историческая справка. Колонна Траяна — колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками. Может показаться, что она монолитна, к примеру, как наша Александровская, но это не так. Колонна Траяна выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии.

National Geographic сделал анимационную реконструкцию процесса строительства колонны, благодаря чему мы можем увидеть и ее устройство, и используемые при создании технологии:

Building an Ancient, Mysterious Monument. National Geographic

Обратили внимание, что колонна цветная?


Да, это только кажется, что древнее искусство было благородных светло-мраморных тонов. Реальность же была куда более пестрой. Вот, например для иллюстрации статуя Цезаря, как мы ее привыкли видеть, и рядом то, как ее видели древние римляне:

Статуя Августа из Прима Порта . Начало I в. н.э. Рим, Ватикан. Современное состояние и реконструкция

Но реконструкция первоначального облика скульптур древнего мира - тема отдельная, мы же вернемся к колонне Траяна. Изначально она была увенчана орлом, позже — статуей Траяна, а с 1588-го года — статуей апостола Петра. Изображенный на колонне рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками (101—102 и 105—106 годов):


Иллюстрация из журнала National Geographic

Секции, хотя наверное точнее было бы назвать их сериями, посвящённые войнам, разделены изображением фигуры крылатой Победы, пишущей на щите, окружённом трофеями, имя победителя.


Рассказ идет, в основном, о действиях римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2500 человеческих фигур. Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов и костюмов как римлян, так и даков того времени.


Иллюстрация из журнала National Geographic

Перспективой скульпторы сознательно пожертвовали для достижения большей информативности. Детали пейзажа и крепостные стены даны вне масштаба. Близкие и дальние человеческие фигуры имеют одинаковую чёткость и размеры, и расположены одна над другой. Подробнее об изображенной на колонне истории войн с даками поговорим отдельно, а пока, в завершение, два изображения колонны: одно, с гравюры XVIII века:

Доменико Монтегю. Domenique Montagu. Вид колонны Траяна. 1761 г. Офорт

Другое, с фотографии начала века XX-го:


(продолжение следует)

Оглавление

  1. Введение (см. выше)

  2. О чем повествует колонна Траяна

  3. История создания

  4. Колонна Траяна и кинематограф

  5. История войны с Даками

  6. Колонна Траяна и румынская идентичность



Tags: n, Искусство, История, КолоннаТраяна, Конспекты, Рим
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments