Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Торговые города–государства Ближнего Востока


(предыдущая часть)

Северную часть земель, находившихся на восточном побережье Средиземного моря, называли Сирия и Финикия. Эти страны, разделенные горами внутри и ограниченные горами извне, были географически разобщены друг от друга и обособлены от других стран. Эта разобщенность не позволяла создать единого государства. Поэтому здесь с древних времен существовал целый конгломерат городов–государств. Окруженные сильными соседями (Египтом, Хеттским царством, Ассирией), эти города–государства постоянно подвергались нападениям и были плацдармом ведения военных действий между крупными державами. На территории Сирии и Финикии государства возникли в III тыс. до н.э. Центрами их были в Сирии — Угарит, а в Финикии — Библ. К середине II тыс. до н.э. весь регион был подконтролен Египту. С XIV в. до н.э. земли часть региона (Сирия) попала под контроль хеттов.


Карта Финикии


Карта Сирии (XII век до н.э.)

Сирия и Финикия находились на пересечении торговых путей Египта и Азии, между северными и южными странами. Высокий уровень развития земледелия и успехи ремесел способствовали раннему возникновению и бурному развитию внутренней и внешней торговли. Вначале товарообмен был в основном сухопутным. Вьючные и колесные караваны шли от берегов Красного моря, вдоль всего побережья на север до Малой Азии. Но уже в IV тыс. до н.э. главной стала морская торговля, которую в основном вели финикийцы, и скоро вся ближневосточная и средиземноморская торговля оказалось сосредоточена в их руках.


Торговые маршруты бронзового века

Но с начиная середины XV в. до н.э. сначала минойцы, а потом и микенцы вытесняют финикийцев из восточного средиземноморья, и к XIII в. до н.э. финикийцы вынуждены перенести район своей торговли в западную часть Средиземного моря.


В колониальной политике финикийцы не стремились к созданию новых государств, а основывали лишь фактории, служившие исключительно торговым целям. Политику фактории вели очень прагматичную, где не могли решать вопросы силой, там решали вопросы деньгами. Пиратство, контрабанда и работорговля составляли существенные статьи доходов финикийских мореходов.


Финикийский торговый корабль (XV век до н.э.)

Во время катастрофы бронзового века торговые города–государства были зависимы от «великих» держав и соответственно разделили из судьбу. Все города на территории восточного средиземноморья были разрушены. Но если Финикия благодаря факториям и морскому сообщению быстро восстановилась и стала одним из политических лидеров в регионе, то Угарит был разрушен полностью и навсегда ушел в историю.

Литература

  1. Авдиев В.И. 'История Древнего Востока' — Ленинград: Госполитиздат, 1953 {1}

  2. Поляк Г.Б. История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — М.: ЮНИТИ, 2002.–727 с.: ил. ISBN 5–238–00066–9. {17}


(к оглавлению)

Tags: n, Бронзовый век, История, Катастрофа бронзового века, Конспекты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments