Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

А.Ф. Лосев о советской власти



К вопросу о том, насколько “незаслуженно” некоторые представители дореволюционной интеллигенции попадали в лагеря в 30-40-е годы. На примере судьбы А.Ф. Лосева, который  в 1930 году вместе с супругой был арестован и осужден на 10 лет лагерей (жена на 5 лет) по "сфабрикованному" делу о так называемом Церковном монархическом центре «Истинно-православная церковь». Предлогом для ареста послужили незаконных вставки А.Ф. Лосевым дополнений в «Диалектику мифа». И дело тут даже не в прямом нарушении законов, ведь вставки делались тайно и в уже прошедший государственную цензуру текст, что само по себе, по законам того времени, было серьезным преступлением. Но ведь было еще и специфическое содержание вставок, которое автор пытался таким образом донести до "широких масс". Надо отдать должное Лосеву, в своих вставках он предельно честен, откровенен, аргументирован, и как показало время во многом — прав. Но и Советскую власть вполне можно понять, в то время она не могла себя вести иначе, ей приходилось защищаться от враждебного окружения и внутренних врагов. Скорее уж тут есть некая загадка, как так получилось, что Лосев отделался все несколькими годами, тогда как за неизмеримо меньшее люди получали высшие меры или проводили десятилетия в лагерях.



Итак, дадим слово А.Ф. Лосеву («по материалам Вестника Архива Президента Российской Федерации "Старая площадь" №4/1996/»):

О причинах, побудившие Лосева к внесению дополнений в "Диалектику мифа":


  • "Положения, характеризующие социализм и Советскую власть, окончательно сформировались, под влиянием той агрессии, которую проявила Советская власть в своей церковной политике последнего времени, в своем курсе на индустриализацию и коллективизацию. Эти меры в своей крайней резкости заставили меня болезненно на них реагировать, резко ставя вопрос о тенденциях развития советской власти и социализма - в сторону анархизма и гибели человечества. Несомненно, внешние события не могли определить существа моих взглядов, а определяли лишь форму их выражения.


  • "Диалектика мифа" была написана в 27г., печатать ее в 1930г. без каких-либо изменений я не мог. Я должен был придать основным положениям книги ту конкретность и развернутость, которую они получили в результате моей дальнейшей работы над их диалектическим развитием.»



Лагерное начальство Белбалтлага. 30-е годы

О политических взглядах


  • "Советская власть и социализм рассматриваются имяславием как проявление торжества Антихриста, как дело рук Сатаны. Политический идеал имяславия неограниченная монархия, всецело поддерживающая православную церковь. Резко-отрицательное отношение имяславия к Советской власти породило у его сторонников положительную оценку вооруженной борьбы, направленной на свержение соввласти и сочувствие, как вооруженным выступлениям, так и иного рода активной антисоветской деятельности. Наиболее близким имяславию из эмигрантских политических течений нужно считать течение право-монархическое."


  • "Существо этого движения я расценивал очень высоко. Мной были изучены все материалы, характеризующие имяславие, на основе детального изучения движения я намеревался дать исчерпывающую историко-философскую работу."





  • "Несомненно, что положения моей работы "Философия имени" аналогичны основным идеям имяславия."


  • "Наши встречи (с деятелями имяславия) были частыми, мы вели продолжительные беседы на религиозные темы. Наши общие религиозные воззрения (с одним из вождей имяславия) в основных пунктах совпадали, но в то время, как все мое внимание было отдано теории и диалектике, он целиком был в сфере практики и политики. И в этом было наше различие.


Алексей Федорович Лосев — заключенный Белбалтлага. 1933.

О рабочих и крестьянах


  • «Общество делится на два класса. Платон называет первый класс философами, второй ремесленниками и земледельцами, то есть по нашему, рабочими и крестьянами. Философы - созерцатели идей, рабоче-крестьянская масса - послушная исполнительница философских созерцаний. Задачи философов - умно созерцать истину и передавать ее всем прочим; задача рабоче-крестьянского класса кормить себя и философов, и воплощать, осуществлять идеи. Добродетель философа - мудрость, добродетель рабочих и крестьян - послушание. Рабочие и крестьяне от природы не могут созерцать идей, они должны подчиняться тем, кто умеет их созерцать; они кормители монахов и послушники аскетов-старцев."


  • "Философы и монахи - прекрасны, свободны, идеальны, мудры. Рабочие и крестьяне - безобразны, рабы по душе и сознанию, обыденно-скучны, подлы, глупы. Философы и монахи - тонки, глубоки, высоки; им свойственно духовное восхождение и созерцание, интимное умиление молитвы и спокойное блаженство и величие разумного охвата. Рабочие и крестьяне - грубы, плоски, низки, им свойственен вульгарный пафос мордобития, зависть на все духовное, гениальное и свободное, матерщина, кабак и циничное самодовольство в невежестве и бездействии.»





О феодальном строе


  • «Я... утверждаю, что феодальный строй и его идеология стремились не к эксплоатации трудящихся, а к истине - так, конечно, как это тогда понималось. Истина, которую исповедует феодальный строй, есть Церковь и послушание ей. Тайна векового крепостного права есть тайна послушания и отказа от своей воли, во имя спасения души, через послушание истине, идеей и душой крепостного права является не эксплоатация трудящихся, но спасение души и церковные догматы. Надо помнить, что крепостничество есть вовсе не то, что клевещут на него либералы всех стран и народов.




  • Средне-вековые крепостные отличаются от античных рабов так же, как икона отличается от статуи, как личность от телесного организма, как музыка духовных далей от физически осязаемой вещи. Крепостной мыслится принципиально свободным: он личность, а не вещь. Его подневольное состояние отнюдь не есть рабское состояние."


  • "Естественнее всего было бы человечеству, если уже стоять на ступени феодализма, то и продолжать так дальше стоять, усовершенствуя недостатки, проистекающие из естественных недостатков человеческой природы. »


О евреях

(продолжение следует)

PS Заявление А.Ф. Лосева в Главлит с разъяснениями по поводу содержания «Диалектики мифа»

Tags: n, История, Лосев, Политика, Религия, Философия, Цитаты
Subscribe

Posts from This Journal “Лосев” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments