Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Эволюция образа культурного героя. Введение


(предыдущая часть)

Архаические миф - это след не только того, о чем древний человек думал, что чувствовал, полагал, или во что верил, но и того, как он это все делал. Поэтому изучение эволюции мифических образов позволяет исследовать и процесс формирования культуры, причем именно в ключевой период, когда закладывались ее основы. Образ культурного героя в этом смысле особенно показателен, так как в нем отразились не только мировоззренческие и интеллектуальные изменения человека, но в значительной степени и социально-политические трансформации общества [1, 13].


Рекламный плакат избирательной компании Барака Обамы

Период от позднего палеолита до катастрофы бронзового века охватывает весь начальный этап становления человеческой цивилизации, время, когда были заданы “правила игры” и сформирован в культурном плане современный человек. Начавшиеся тогда процессы определили основную траекторию развития человеческого общества, остающуюся актуальной до сих пор. Ведь если миф и мифологическое мышление являются обязательной составной частью человеческого сознания, то, следовательно, и “правила”, действовавшие на заре истории и формировавшие это сознание, будут продолжать действовать, как минимум, до тех пор, пока не произойдут радикальные изменения в самом человеке. Все произошедшие с тех пор социальные революции своей целью имели осуществление этих радикальных изменений, пытаясь перевести развитие на новую траекторию, но каждый раз “человеческое оставалось слишком человеческим”, и, несмотря на определенные коррекции курса, человек продолжал оставаться в рамках, очерченных еще на заре возникновения цивилизации.


Один из варианто реконструкции гибели Эци

Возможно, эта устойчивость человеческой культуры к изменениям и объясняет тот повышенный интерес, что наблюдается вокруг темы мифа и мифологического мышления в последнее время, и особенно после появления средств массовой информации, которые перевели на качественно новый уровень возможности прямого воздействия на сознание больших человеческих масс. В свою очередь, эти новые возможности первым делом потребовали как можно большего уменьшения доли рационального в сознании человека. Ведь, как было разобрано ранее, именно рациональное мышление является основной помехой при формировании каналов прямого доступа для управления общественным мнением. И наоборот, ничто так эти каналы не активизирует, как мифологическое мышление. Причем, чем более архаичной будет его форма, тем эффективнее будут работать СМИ, реклама и идеологии.


"Зомбирование" избирателя перед референдумом 1993 года

Наверно, это, в первую очередь, и объясняет почему в наши дни механизмы влияния на общество через миф стали так широко использоваться везде, где необходимо воздействие на большую аудиторию. И если начиналось это в XVIII-XIX веках с политической борьбы и распространения идеологий [2, 181-182], то сейчас подобные механизмы используются значительно шире. Вот только некоторые из областей, где они применяются [2, 183-189]:


  1. создание и функционирование системы массового потребления и глобальных рынков;

  2. манипулирование и формирование общественного мнения по всему спектру вопросов: от политики, до брендов и шоубизнесса;

  3. ведение мироустроительных войн и переформатирование культурного ядра народов под требуемые характеристики.



Но чтобы понять как и почему вышеперечисленное стало возможным, необходимо рассмотреть процесс формирования мифологического мышления. Ведь мало разобрать условия и причины возникновения мифа самого по себе, для того, чтобы понять как миф работает в наши дни, необходимо проследить его поэтапное становление во время эволюции от архаических форм позднего палеолита, до уже достаточно близкой и привычной мифологии первых городских цивилизаций. Почему это так важно? Дело в том, что мифология каждого из эволюционных этапов до сих пор остается актуальной и в том или ином виде продолжает существовать и действовать.


Портрет Данилы Багрова на площади Александра Невского в Петербурге

Становление и развитие же образа культурного героя в этом процессе было одним из основополагающих. Ведь именно культурный герой с момента появления олицетворял собой само первобытное общество, одновременно являясь и инструментом его трансформации. Исследование эволюции этого образа позволит лучше понять как и с помощью чего возможна трансформация общества, в каких режимах и при каких условиях эта трансформация может осуществляться. Овладение же подобным инструментом переформатирования общества, вместе с пониманием того, как миф формирует каналы массового воздействия на общество, становится необходимым условием как политического, так и физического выживания гуманистической цивилизации в XXI веке. Впрочем, этот же инструмент может использоваться и используется и в обратных целях, то есть для уничтожения гуманистического мировоззрения и построения общества, основанного на иных принципах.

Список литературы

  1. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада, Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. — 247 с. — ISBN 5-02-017016-Х {7}

  2. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В.П. Большакова. — 4-е изд. — М.: Академический Проект, 2010. — 251 с. ISBN 978-5-8291-1125-0 {12}

(к оглавлению)

Tags: n, История, Конспекты, Культпросвет, Культурный герой
Subscribe

Posts from This Journal “Культурный герой” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments