Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Ф. Кликс. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта



Периодически мои посты приходят комментировать люди, которые пытаются объяснить мне насколько я «ничего не понимаю». Долгое время раздражался на подобное, но с годами “мудреешь”, и теперь я стараюсь «спокойно», насколько это возможно, вести содержательную беседу. Временами «мудрым» оставаться непросто, но во всем можно найти положительную сторону. Ведь какие-никакие, а это оппоненты, и пытаясь их понять, а уж тем более что-то объяснить, неизбежно сам находишь новые аргументы, источники, ну или переосмысливаешь собственные. Книга «Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта» Ф. Кликса у меня в iPad возникла как результат такой «дискуссии». Насколько я помню, «визави» выразил сомнение в том, что в архаическом сознании не было числительных в их современном понимании. Мне же до этого случая вопрос казался настолько очевидным, что даже в голову не пришло подкрепить тезис источником. Стал искать источники. За время пока был занят этим, оппонент «слился» и дискуссия, увы, так и не перешла в содержательное русло. А вот поднятая тема «доисторической» математики оказалась настолько интересной, что я решил поглубже “покопать” и начал с книги Ф.Кликса, за которую, пользуясь случаем, хочу передать благодарность тому оппоненту, хотя он едва ли даже догадывается о существовании такой книги. Ну а вот как выглядит типовой «научный» диспут:


Сам "спор" был достаточно длинным, но окнчился, увы, чистой Достоевщиной

1. О чем книга
Речь в книге Ф.Кликса идет не только о «доисторической» математике, хотя есть и раздел, посвященный именно ей, но в целом она посвящена междисциплинарному исследованию процесса зарождения и развития сознания. Интересного материала в работе Ф. Кликса много, хотя, к сожалению, с 70-х годов прошлого века некоторые вещи успели немного устареть. Как большинство подобных исследований, книга «неровная», те области, что автору (—ам) ближе (психология, биология, математика, кибернетика), раскрыты лучше, тогда как гуманитарные, например, история, во многом выступили в роли сов и были “натянуты автором на глобус”. И тем не менее читать интересно, хотя и сложно.

Официальная аннотация к книге выглядит так:

«Общая редакция кандидата психологических наук Б. М. Величковского. Предисловие член-корреспондента АН и АПН СССР Б. Ф. Ломова. Книга посвящена одной из «вечных» проблем науки — происхождению и раннему развитию человеческого мышления. На большом, хорошо иллюстрированном материале рассматриваются эволюционно-исторические и социальные факторы, обусловившие переход от человека примитивного изготовителя орудий к человеку современного типа. Ф. Кликс связывает становление специфически человеческих форм интеллекта с развитием общественного разделения труда. Значительное место в книге отводится психологическому анализу особенностей архаического мышления и тех характеристик когнитивных процессов, которые привели к появлению письменности и первых систем счисления: шумерской, древнеегипетской и древнегреческой. Специальные разделы посвящены обсуждению специфики мышления древних греков и закономерностей творческого мышления вообще.»



Вообще, это целое искусство — писать аннотации, формально верные, но слабо дающие представление о содержании. Книга, на самом деле, как раз о попытке комплексно представить и объяснить механизмы эволюции сознания, а все перечисленное в аннотации, - это лишь частные примеры, иллюстрирующие эту попытку. При этом тут надо понимать, что написанное — результат коллективного труда большой классической междисциплинарной исследовательской школы. То есть, книга «глубокая», и даже когда к иллюстративному материалу могут быть вопросы, сама предлагаемая модель очень интересна.

2. Кто автор



Фридрих Кликс (Friedhart Klix, 1927–2004) — немецкий психолог, один из ведущих немецких теоретиков когнитивистики. В 1953 году окончил Берлинский университет имени Гумбольдта по специальностям психология и математика. Создал и много лет возглавлял научную школу междисциплинарных исследований в области: психологи, математики, техники, физики, биологии, философии. Автор 6 книг, более 200 статей, написанный им учебник стал в ГДР базовым по специальности психология. Ф. Кликс был неоднократно отмечен правительственными наградами, его труды получили широкое международное признание, а из научной школы вышло 38 профессоров.

Ф. Кликс был членом в СЕПГ и имел тесные отношения с партийной верхушкой ГДР. Скорее всего, поэтому ситуация с его биографией немного странная. С одной стороны, он безусловный «классик» и научный авторитет, а с другой, информации по нему мало.

3. Чем и кому полезна
Всем, кому интересна тема возникновения сознания. За почти 40 лет, прошедших с выхода книги, наука вроде бы существенно «шагнула» вперед. Многое за это время было открыто и понято, но, увы, виден и произошедший регресс, как мне кажется, связанный со все более углубляющейся специализацией исследователей. Теперь значительно чаще, чем во времена Ф.Кликса, глубокие знания в узком научном секторе соседствуют со странными мифологическими представлениями обо всем остальном. В любом случае подобного уровня современных междисциплинарных исследований по теме эволюции сознания я не знаю. То же, что пишут современные популяризаторы, увы, существенно ниже как качеством мысли, так и уровнем «научности».

4. Недостатки
Книга написана тяжелым, «немецким» языком, сквозь который, временами, приходится “продираться”. Местами немного устарела, или содержит спорные, с позиций современной науки, предположения. Материал дается “неровно», что-то совсем бегло, что-то излишне детально.

Неясно насколько искренне автор был «марксистом». Что для него цитирование «классиков»? Дань традиции? Особенности политической жизни ГДР? Научная необходимость? Как бы там ни было, в книге ссылки на труды Маркса-Энгельса регулярны, и, на мой взгляд, несколько избыточны. Есть в них что-то Лосевское: вроде бы и по делу, но если их убрать, то едва ли это как-то на содержании скажется.

5. Вердикт
Книга «трудная», но прочесть стоит. Буду перечитывать и оформлять выписки. Много интересных идей, которые хочется проверить и уточнить с учетом «новых» данных.

6. Оглавление

Часть первая. О биологическом происхождении и началах общественной детерминации человеческого интеллекта
Глава 1. Принципы и пути становления человека .. 22

  1. Элементарные механизмы эволюции .. 22

  2. На пути к становлению человека .. 25

  3. От первобытного человека к Homo sapiens .. 41

Глава 2. Инстинктивная регуляция поведения и научение — исходные основания эволюции когнитивных процессов .. 56

  1. Об оптимальности инстинктивного поведения .. 56

  2. Об эволюционном значении элементарных процессов научения .. 64

Глава 3. Роль коммуникации и познания в регуляции поведения животных. 76

  1. О врожденных и приобретенных коммуникативных процессах .. 76

  2. Преимущества коммуникации .. 85

  3. Образование понятий на ранних стадиях эволюционного развития .. 91

  4. Знаки для понятий: возможности и ограничения звуковой сигнализации у приматов .. 98

  5. О возникающем взаимодействии доречевого мышления и коммуникативных процессов .. 104

Глава 4. Оценочная функция глубоких структур мозга—мотивационная основа когнитивных и коммуникативных процессов .. 112

Часть вторая. Общественные условия, формы проявления и функциональные принципы интеллекта человека

Глава 5. Разделение труда, кооперация и познание .. 132

  1. От Homo erectus к неандертальцу: первый шаг на пути к общественному разделению труда .. 132

  2. От неандертальца к кроманьонскому человеку: второй шаг на пути к разделению труда .. 135

  3. Кроманьонский человек: третий шаг на пути к общественному разделению труда .. 139

Глава 6. Архаическое мышление .. 150

  1. Свойства, условия и способ функционирования архаического мышления 152

  2. Неопределенность решений как мотивационная основа выработки продуктивных форм мысли .. 155

  3. Когнитивное проникновение в воспринимаемый мир и образование первичных понятий .. 157

  4. Понятийное познание и принятие решений в архаических системах обозначения .. 159

  5. Умозаключения и обобщения: попытки когнитивного изучения мира явлений .. 162

Глава 7. Развитие социальных отношений и познание .. 167

  1. Архаическая регуляция социальных отношений .. 168

  2. Новые формы социальных отношений при переходе к ранним городам-государствам .. 181

Глава 8. Мотивы и этапы возникновения письменности .. 190

  1. Роль социальных факторов в появлении письменности .. 191

  2. Когнитивные процессы и возникновение алфавита .. 193

Глава 9. Потребность в подсчете предметов и событий: к истории возникновения понятия числа, вычислительных операций и математического мышления .. 211

  1. Исторические условия формирования понятия числа и числовых систем .. 211

  2. От наглядных характеристик множества к понятию числа .. 215

  3. Числа и когнитивные операции: вычислимость как потребность, реальность и проблема .. 222

  4. Писцы фараона: особенности их мышления в счете .. 224

  5. Шумер и Вавилон: древняя система счисления с поразительными возможностями .. .230

Глава 10. Познание как цель и предмет мышления древних греков .. 237

  1. Можно ли говорить о специфике греческого мышления? .. 237

  2. Географические и культурные условия формирования особенностей мышления древних греков .. 238

  3. Греческие числа и вычислительные операции .. 245

  4. Открытие принципа математического доказательства .. 249

  5. Диалог и логические формы мышления .. 255

  6. Познание посредством процессов умозаключения: аристотелевская систематика когнитивных структур и правил их непротиворечивого конструирования .. 258

Вместо заключения

  1. Творчество как биологический, социальный и индивидуально-психологический феномен .. 265

  2. Творчество и биологическая эволюция ..265

  3. Творчество и общественные феномены ..268

  4. Творческое мышление как индивидуально-психологический феномен 270

  5. Взаимодействие наглядно-образного и логического мышления как возможный источник творческих компонентов когнитивных процессов 274

  6. Речь и абстрактное мышление .. 278

  7. Двуликий Янус абстрагирования: познание или потеря контакта с реальностью .. 281

  8. Последние замечания об интеллектуальности мышления .. 285



Tags: Книги, Рецензии
Subscribe

Posts from This Journal “Книги” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments