Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Неолит: трансформация образа культурного героя (3 из 3)


A Neolithic camp by drvce

(предыдущая часть)

Изменился и облик культурного героя. Если в палеолитических мифах в опасное путешествие ради блага своего народа отправлялся герой-мужчина, то теперь на первые роли выходит и героиня-женщина [3, 58]. Сила и ловкость остаются существенным фактором, но значительно важнее становится сакральная составляющая, которая традиционно более развита у женщин. Отражение этого процесса мы видим в мифах об Анат и Баале (Ханаан), Осирисе и Исиде (Египет), Думузи и Гештинанне (Месопотамия), в первоначальных греческих мифах об Адонисе, Деметре и Персефоне [3, 60–64].



Культурный герой неолитических мифов начинает сознательно приносить себя в жертву ради обретения блага, необходимого для племени, он умирал и воскресал в бесконечно космическом цикле, обеспечивающем плодородие земли. Но надо давать себе отчет, что это была жертвенность, отличающаяся от современного ее понимания. Культурный герой, принося себя в жертву, ощущал себя лишь частицей установленного в мироздании порядка. Это для него была не столько жертва, сколько исполнение долга. Привычный для современного понимания героизм появился на более поздних этапах развития.


Стилизация неолитического узоров Чатал-Хююка. Мать–Земля.

В мире неолитических мифов не было историчности, а лишь бесконечная череда повторения цикла рождения и смерти. Для человека мир стал более осмысленным, более связанным через причины и следствия. Что отразилось, например, в искусстве, где место нагромождения рисунков, иногда очень точно передающих объекты, заняли обобщенные орнаменты. Ритм стал одним из основных средств упорядочивания мира. Скорее всего, именно на этом этапе развития человечества была открыта «ритмическая речь» [5, 60].


Настенные росписи пещеры Шовэ (около 30 тыс. лет до н. э.)

Культура и мифологические образы неолита оказались очень устойчивыми и жизнеспособными. Они легли в основу традиционных крестьянских общин, где частично сохранились практически неизменными со времен неолита [1, 52–53]. Именно к неолитической мифологии любят обращаться консервативные идеологи. Традиция эта началась еще в древнем мире, и в библии, и нравоучительных сочинениях Древней Греции, а потом Риме и далее, в периоды возникновения социальных кризисов консервативные интеллектуалы обращались к наследству предков, к «земле и крови». Например, возрождение героического немецкого духа через возвращение к крестьянскому быту было идефикс рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера.


Генрих Гиммлер. Обсуждение проектов новых немецких поселений. Фотография с выставки «Планирование и построение нового порядка на Востоке» (март 1941 г.)

То, что в неолитических мифах отсутствует понятие истории сделало их интересными для идеологов проектов по «остановке развития». Сама идея создания «мировой деревни» как раз и состоит в том, чтоб создать область не развития, которая будет автономно и стабильно существовать. При этом за счет своей раздробленности, консервативности и зацикленности на внутренние проблемы и крестьянский труд, с одной стороны, такая община будет легко управляемой и не требующей постоянного внимания, а с другой, при необходимости, станет источником рабочей силы и «свежей крови».

А так как значительна часть населения земли продолжает существовать на уровне аграрных обществ, то если убрать источники и стимулы развития — «мировая деревня», в которой развитие остановлено, а историю заменила цикличность, начнет формироваться автоматически. И все, что управляющей элите необходимо будет делать, так это следить за не возникновением потребности в развитии, которыми во времена неолита стали, например, недостаток производительности труда для устойчивого самообеспечения, высокая смертность и дефицит источников сырья для производства орудий и прочие естественные факторы. Ну а так как современная наука и техника уже во многом позволяет эти негативные факторы контролировать, то практическое создание зон не развития представляется вполне осуществимым. Метафора подобного общества, показана в научно-фантастическом кинофильме 1994 года режиссёра и сценариста Роланда Эммериха — «Звёздные врата».



Литература

  1. Элиаде М. - История веры и религиозных идей. Том I. Перев. с фр. — М., Критерион, 2001.—464 с. ISBN 5-901337-02-6 ISBN 5-901337-03-4 (том I) {13}

  2. Бужилова А.П. Homo sapiens. История болезни. М.: Языки славянской культуры, 2005. с. 320. ISBN: 5-9551-0087-3 {IV}

  3. Армстронг К. Краткая история мифа, пер. с англ. А. Блейз. — М. : Открытый Мир, 2005. — 160 с. — (Мифы). ISBN 5-9743-0009-2 {3}

  4. Жуков Е. М. (главный редактор), Всемирная история. Энциклопедия: в 10–ти т.. Том 1 М.:Государственное издательство политической литературы, 1956 г. — с.748.

  5. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. — 247 с. — ISBN 5-02-017016-Х {7}

(к оглавлению)

Tags: n, История, Конспекты, Культпросвет, Культурный герой
Subscribe

Posts from This Journal “Культурный герой” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments