Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Бронзовый век: Культурный герой первых горожан (4000 – 800 гг. до н. э.) (1 из 3)



Следующим после освоения земледелия революционным преобразованием человеческой жизни стало возникновение городов. Первые из них появились уже к 8 тыс. до н. э. (Иерихон, Чатал-Хююк), но это были скорее исключения, а вот начиная примерно с 4 тыс. до н. э. города стали возникать массово. Сначала в Месопотамии и Египте, а затем по всей Евразии: от Китая и Индии, до Крита и Днепро-Дунайского междуречья.


Иерихон. Первые следы жизни людей здесь относятся к VIII тыс. до н. э. Здесь открыты мощная башня (8 м) эпохи докерамического неолита A (8400–7300 до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века

Строго говоря, использовать термин «город» для крупных поселений рассматриваемого периода не совсем верно, с исторической точки зрения. Это был существенно иной «город», не такой в каком живем мы, не такой, как был в средневековье, и даже не такой, каким он был в античной Греции. Подробнее вопрос правомочности использования термина «город» рассмотрен Ю.В. Андреевым в монографии «Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы» [1, 3–24]. Поэтому определим, что под «городом» будем понимать поселение, имеющее в своем составе общественные здания и инфраструктуру, а также, для существенной части жителей которого, сельское хозяйство больше не является основным занятием [2, 35].


Реконструкция дворца в Кноссе (Крит), (1700-1400 лет до н. э.)

В эпоху древнего мира город занимал ведущее положение, являясь центром экономической, социальной и политической жизни. Можно сказать, что древность кончается вместе со смертью древнего города. В III–II тысячелетий до н. э. из первых городов начали формироваться номовые государства. Как правило, территория таких государств ограничивалась областью, орошаемой магистральным ирригационным каналом.


Древнейший город (IV тыс. до н.э.) Междуречья — Урук (реконструкция II - III тыс. до н.э.)

Центром номового государства был окруженный стеной город с храмом главного бога и дворцом правителя, вокруг которых располагались склады продовольствия, оружия и мастерские ремесленников. Подобные государства получались небольшими. Самые крупные имели размер в несколько тысяч квадратных километров и население до 300 тыс. человек. С момента возникновения города оказались в сложной и противоречивой взаимосвязи с культурой. С одной стороны, они способствовали культурной интеграции, а с другой, противопоставляли свою культуру — «чужой» [4, 31–32]. В городах была впервые изобретена письменность, а это означало, в частности, что для изучения жизни того периода появился новый источник: письменное слово.


Древний Шумер. Школа писцов. Oliver Frey

Несмотря на то что города были окружены массивными стенами, в социальном плане они были менее замкнуты, чем сельские общины. Например, судя по записям из архива Каниша, город поддерживал постоянные контакты почти со 120-ю населенными пунктами в радиусе около 1 тыс. км. Чужеземные купцы и ремесленники в городах, как правило, жили в особых кварталах, являющихся автономными самоуправляющимися структурами [4, 33].
С появлением городов человечество вступило в историческую эпоху. Темп перемен нарастал, развивалось самосознание человека и он всю лучше оперировал причинно-следственными связями. Жизнь человека радикально менялась, и, естественно, что перемены таких масштабов внушали ему страх. Чем более сложноорганизованной становилась городская жизнь, тем более уязвимой она становилось, особенно по сравнению со стабильным миром сельскохозяйственных общин. На месте еще вчера процветающего города, завтра могли возникнуть дымящиеся развалины. Войны, мятежи, набеги, экономические кризисы — все это прочно вошло в жизнь горожан. Города балансировали на грани между порядком и хаосом. Дав новое качество жизни, они поселили в сердцах своих жителей и страх его утраты [3, 67–68].


Нураг Аррубиу (реконструкция). Сардиня. XIV век до н. э.

Изменилась и область сакрального. Теперь для горожан именно город стал местом встречи с сакральным. Возводя город, люди как бы воссоздавали подобие небесного порядка, а, значит, в какой-то степени и подобие потерянного рая. Центральный храм замещал гору в центре мира, по которой люди могли подниматься в мир богов. Сами боги жили бок о бок с людьми в городских храмах — копиях небесных дворцов. Каждый город в Древнем мире был священен для своих жителей. Культурные достижения представлялись горожанам сакральными в той же мере, в какой их предки почитали священными занятиями охоту и земледелие. Создавая город, люди приобщались к таинству творения, они становились подобными богам, созидающим порядок из хаоса [3, 70].


Этеменанки (шум. «Дом основания неба и земли») — зиккурат в древнем Вавилоне. Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни,
но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 до н. э.)


Но процесс «творения» в городах стал отличаться от того, что существовал во времена неолита. Теперь уже само творение приобретало циклический характер, мир больше не создавался раз и навсегда, но его необходимо было регулярно создавать заново. Возможно, такое изменение в мировоззрении было связано с тем, что построенные человеческими руками города требовали постоянного ухода и периодического ремонта, без чего быстро начинали разрушаться. Новые здания часто возводили на руинах старых, необновляемые ирригационные системы переставали функционировать. У людей перед глазами постоянно были процессы распада и обновления, существовал наглядный пример необходимости регулярного пересоздания мира заново [3, 68].

(продолжение следует)

Литература

  1. Андреев Ю.В. Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы, М:Наука, 1989. — 231 с. ISBN 5-02-027163-2 {1}

  2. Кревельд, Мартин ван. Расцвет и упадок государства/ Мартин ван Кревельд ; пер. с англ. под ред. Ю. Кузнецова и А. Макеева. — М.: ИРИСЭН, 2006. 544 с. (Серия «Политическая наука») — ISBN 5-91066-006-3 {8}

  3. Армстронг К. Краткая история мифа, пер. с англ. А. Блейз. — М. : Открытый Мир, 2005. — 160 с. — (Мифы). ISBN 5-9743-0009-2 {3}

  4. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего ближнего востока, М:Наука, 1986, 208 с. {4}

  5. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том I. Перев. с фр. — М., Критерион, 2001.—464 с. ISBN 5-901337-02-6 ISBN 5-901337-03-4 (том I) {13}

(к оглавлению)

Tags: n, История, Конспекты, Культпросвет, Культурный герой
Subscribe

Posts from This Journal “Культурный герой” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments