Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Бронзовый век: Окончание периода детства цивилизации (3 из 3)

th800_800_eaf0ffad1c2820c191bb465a83a0c755.jpg

(предыдущая часть)

Отличительной чертой мифов периода первых городов стало то, что человек, в образе культурного героя, все чаще входил в противоречие с богами. Боги не открыли Гильгамешу тайного знания о достижения бессмертия, и он получил болезненный урок о пределах, положенных смертным. Но, в свою очередь, и Гильгамеш отверг мир богов вместе с любовью богини Иштар. Он предпочел вернуться в мир смертных и совершать теперь подвиги ради них, возводя городские стены в Уруке, развивая технологии и искусства. И если до Гильгамеша герои обретали мудрость в беседах с богами, то последний уже осмыслял свой опыт самостоятельно, без божественной помощи. Культурный герой начинал утрачивать древний мифологический взгляд на мир, мысля все более рационально [3, 81–85].


Древний Шумер. Писцы

Усложнение социальной жизни привело к тому, что мифы о культурных героях начинали приобретать политическую и идеологическую окраску. Все чаще культурными героями становились правители или реальные исторические персонажи, чьи героические деяния уже были направлены не только против богов или сил хаоса, но и против соседей. Миф начинал выступать в новой роли носителя идеологии и средства ее распространения среди широких масс. Власть начала править старые и конструировать новые мифы, необходимые ей для утверждения нужной идеологии, что неизбежно делало их более рациональными. Эти изменения сказались и на образе культурного героя, все чаще становявщегося средством «агитации и пропаганды». Такое вторжение рационального в область мифологического подрывало сами основы цивилизации, выстроенной на базе мифологического мышления. Назревал системный мировоззренческий кризис.


Эхнатон и Нефертити. Религиозная реформа в Нового царства

Бронзовый век, для человечества стал периодом завершения формирования базы, на основе которой дальше развивалась культуры. В этот период возникло почти все на чем держится современный мир: городская цивилизация, наука, искусство, политика. Оформились институты власти, религии, разделения труда, торговли, финансов, армий. Произошло отделение сакрального от повседневной жизни и возникли рукотворные дома бога. Появилась письменность и сформировался типичный для современной культуры образ героя, который в дальнейшем качественно уже практически не изменялся, а лишь отражал в себе особенности породившего его общества.

Важно помнить, что описанные стадии развития условны. Все образы культурных героев сохранялись как в чистом виде, так и в культурных напластованиях новых образов на старую основу. Особенность же рассматриваемого периода в том, что он завершает процесс формирования основ современной цивилизации. Детство «человечества» подошло к концу. Дальнейшее развитие шло уже в ранее очерченных рамках. И именно поэтому архаические образы героев того периода, что Гомеровские, что из шумерских или египетских эпосов, до сих пор не утратили своей актуальности в культуре.


Троянские герои. Гомер Одиссея

Под конец периода первых городов возник специфический образ культурного героя: разочаровавшийся, потерявший веру, мечущийся в поисках ответов на мучащие его вопросы. И это тоже стало одним из фундаментальных открытий этого периода. Теперь, каждый раз, когда человечество подходило к системному кризису одним из первых его признаков становилось возникновение в культуре образа мечущегося, разочарованного нигилистические настроенного героя. А если образ даже такого героя исчезал совсем, то это становилось признаком того, что общество в принципе начинало терять свою жизнеспособность.


Achilles dragging the body of Hector. 18th.century. Francesco Monti. Italian 1685-1768

Как оказалось, метаморфозы культурного героя двунаправленный процесс, если в обществе искусственно убить образ героя или хотя бы существенно повредить, то даже относительно, с рациональной точки зрения, здоровое общество будет дезориентировано и начнет терять волю к жизни. В течение XX века подобный эксперимент проводился как минимум дважды: при денацификации Германии после Второй мировой войны и при разрушении Советского Союза.


Arsen Savadov. Collective Red (1999)

В наши дни процесс дегероизации в культуре принял глобальный характер и транслируется на весь мир через современную массовую культуру. И опять же, как показывает опыт системных кризисов, подобных кризису первых городских цивилизаций, в случае, если общество оказывается неспособным ответить на исторический вызов, оно разрушается или откатывается на предыдущую стадию развития, а значит через подобные кризисы возможно осуществлять инволюцию общества.

Литература

  1. Андреев Ю.В. Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы, М:Наука, 1989. — 231 с. ISBN 5-02-027163-2 {1}

  2. Кревельд, Мартин ван. Расцвет и упадок государства/ Мартин ван Кревельд ; пер. с англ. под ред. Ю. Кузнецова и А. Макеева. — М.: ИРИСЭН, 2006. 544 с. (Серия «Политическая наука») — ISBN 5-91066-006-3 {8}

  3. Армстронг К. Краткая история мифа, пер. с англ. А. Блейз. — М. : Открытый Мир, 2005. — 160 с. — (Мифы). ISBN 5-9743-0009-2 {3}

  4. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего ближнего востока, М:Наука, 1986, 208 с. {4}

  5. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том I. Перев. с фр. — М., Критерион, 2001.—464 с. ISBN 5-901337-02-6 ISBN 5-901337-03-4 (том I) {13}

(к оглавлению)

Tags: n, История, Конспекты, Культпросвет, Культурный герой
Subscribe

Posts from This Journal “Культурный герой” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments