Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

В поисках автора. Скри­пич­ный кон­церт «Аде­лаи­да» (Окончание)

По материалам «A Survey of Art Forgeries» by Matthew D. Young
(Окончание)
Ситуация изменилась в 1977 го­ду, ко­г­да ком­па­ния Па­те-Мар­ко­ни ре­к­родз при­об­ре­ла пра­ва как на само про­из­ве­де­ние, так и на его за­пись Ме­ну­хи­ным в 1934 го­ду.

Ие­гу­ди Ме­ну­хин. 1947. США

Ранее Ка­за­де­зюс, как ли­цо «окон­чив­шее» про­из­ве­де­ние, имел ав­тор­ские пра­ва на ор­ке­ст­ров­ки и гар­мо­ни­за­ции «Аде­ла­и­ды», те­перь же но­вый пра­во­об­ла­да­тель ре­шил не только пре­не­б­речь ука­за­ни­ем Ка­за­де­зю­са на вновь из­да­ва­е­мой про­дук­ции, но глав­ное — больше не пла­тить ему ав­тор­ских от­чи­с­ле­ний.

Для Ка­за­де­зю­са по­доб­ное бы­ло со­вер­шен­но не­при­е­м­ле­мым, так как от­чи­с­ле­ния за «Аде­ла­и­ду» были существенным ис­то­ч­ни­ков его фи­нан­со­во­го бла­го­по­лу­чия. Поэтому у не­го не ос­та­лось ино­го вы­бо­ра, кро­ме как вскрыть ми­с­ти­фи­ка­цию, обнародовав «тай­ну» со­з­да­ния про­из­ве­де­ния. Всем же кто те­перь со­м­не­вал­ся уже в его ав­тор­ст­ве «Аделаиды», 84-х лет­ний му­зы­кант пуб­ли­ч­но ре­ко­мен­до­вал сна­ча­ла най­ти ори­ги­наль­ную ру­ко­пись.

В итоге Ма­ри­усу Ка­за­де­зю­су уда­лось от­сто­ять свои от­чи­с­ле­ния, сам казус во­шел в учеб­ни­ки по ав­тор­ско­му пра­ву, а кра­си­вая ле­ген­да о кон­цер­те, на­пи­сан­ном 10-ти лет­ним Мо­цар­том, ока­за­лась раз­вен­ча­на. Но, спра­ве­д­ли­во­сти ра­ди, на­до за­ме­тить, что ми­с­ти­фи­ка­ция ока­за­лось жи­ву­чей, и в 2010 го­ду в Мо­с­к­ве бы­ла за­щи­ще­на дис­сер­та­ция на те­му «Скри­пи­ч­ные кон­цер­ты В.А. Мо­цар­та: осо­бен­но­сти жан­ра и ис­по­л­ни­тель­ской ин­тер­пре­та­ции». В ко­то­рой чи­та­ем:


  • «Не до кон­ца ре­шен во­п­рос и о ко­ли­че­ст­ве соб­ст­вен­но скри­пи­ч­ных кон­цер­тов, так как кро­ме пя­ти, при­на­д­ле­ж­ность ко­то­рых Мо­цар­ту не вы­зы­ва­ет ни­ка­ко­го со­м­не­ния, су­ще­ст­ву­ют еще три, ко­то­рые ему при­пи­сы­ва­ют­ся, хо­тя ав­то­гра­фов их не об­на­ру­же­но. Пер­вый, кон­церт D-dur, по­лу­чив­ший на­зва­ние «Аде­ла­и­да», был опуб­ли­ко­ван в 1933 г. фран­цуз­ским скри­па­чом и ком­по­зи­то­ром М. Ка­за­де­зю­сом.»

  • «Про­из­ве­де­ние име­ло по­свя­ще­ние стар­шей до­че­ри ко­ро­ля Лю­до­ви­ка XV Аде­ла­и­де, да­ти­ро­ва­но 26 мая 1766 г. Од­на­ко ав­то­ри­тет­ные уче­ные от­ри­ца­ют мо­цар­тов­ское ав­тор­ст­во.»

  • «В ком­мен­та­ри­ях к мо­но­гра­фии Абер­та К. К. Са­к­ва ре­зю­ми­ро­вал их мне­ние: «Дей­ст­ви­тель­но, ес­ли бы кон­церт воз­ник в то вре­мя, то Ле­о­польд Мо­царт не пре­ми­нул бы вклю­чить в свой вен­ский спи­сок 1768 г. кон­церт, по­свя­щен­ный чле­ну ко­ро­лев­ской се­мьи. Но в его пе­ре­ч­не нет ни­ка­ких ука­за­ний на скри­пи­ч­ный кон­церт. К то­му же Мо­цар­ты при­бы­ли в Вер­саль толь­ко 28 мая 1766 г., «по­свя­ще­ние» же ука­зы­ва­ет на их пре­бы­ва­ние в Вер­са­ле дву­мя дня­ми рань­ше.»

  • «По­свя­ще­ние» ка­жет­ся по­до­з­ри­тель­ным еще и по­то­му, что оно при­ло­же­но к ру­ко­пи­си, а это не бы­ло при­ня­то при об­ра­ще­нии к столь вы­со­ко­ по­ста­в­лен­ным ли­цам, как фран­цуз­ская до­фи­на: для та­ко­го слу­чая по­до­ба­ло под­но­сить пе­чат­ные из­да­ния. Стран­ной ка­жет­ся и та се­крет­ность, ко­то­рая ок­ру­жа­ла ав­то­граф, на­хо­див­ший­ся во вла­де­нии ма­де­му­а­зель Ла­валь де Мон­мо­рен­си: ма­ну­ск­рипт был объ­я­в­лен не­до­с­туп­ным для обо­з­ре­ния или фо­то­гра­фи­ро­ва­ния да­же для из­ да­тель­ст­ва Шо­та, опуб­ли­ко­вав­ше­го кон­церт. Все это по­бу­ди­ло А. Эйн­штей­на по­ме­с­тить кон­церт «Аде­ла­и­да» как KV Anh. 294, т.е. в чи­с­ло «при­пи­сы­ва­е­мых про­из­ве­де­ний».


То есть и на­уч­ный ру­ко­во­ди­тель (про­фес­сор, до­к­тор ис­кус­ст­во­ве­де­ния), и ма­с­ти­тые оп­по­нен­ты, и другие деятели культуры ви­ди­мо ока­зал­ись не в кур­се ис­то­рии со скри­пи­ч­ным кон­цер­том D-dur «Аде­ла­и­да». И бо­лее то­го, ма­те­ри­а­лы дис­сер­та­ции вы­шли от­дель­ной книж­кой, так что ми­с­ти­фи­ка­ция бу­дет продолжать жить да­же не­смо­т­ря на то, что в 1989 году  эта история вошла в «Книгу рекордов Гиннеса» в номинации «Са­мая уда­ч­ная му­зы­каль­ная под­дел­ка»:


  • «Ко­г­да фран­цуз­ский скри­пач Ма­ри­ус Ка­за­де­зюс впер­вые ис­по­л­нил кон­церт „Аде­ла­и­да“, ав­тор­ст­во при­пи­са­ли 10-летнему Мо­цар­ту. 1977 Ка­за­де­зюс, оду­ра­чив­ший боль­шую часть му­зы­каль­ной об­ще­ст­вен­но­сти, при­знал­ся, что он на­пи­сал его сам».


А заключение вторая часть «Аде­ла­и­ды» в исполнении Ие­гу­ди Ме­ну­хина

«Violin Concerto in D ’Adelaide’ KAnh294a/C14.05 [by Marius Casadesus] (1990 Digital Remaster):
II. Adagio» by Yehudi Menuhin/Orchestre Symphonique de Paris/Pierre Monteux

И вариант «Аде­ла­и­ды» в исполнении Ванессы Мей:

Vanessa-Mae Violin Concerto part 1 (’Adelaide’, in the style of Mozart) in D major, KAhn.294a


Vanessa-Mae Violin Concerto part 2 (’Adelaide’, in the style of Mozart) in D major, KAhn.294a


Vanessa-Mae Violin Concerto part 3 (’Adelaide’, in the style of Mozart) in D major, KAhn.294a

Текст и иллюстрации из журнала Культпросвет (стр. 198)
Tags: 1, В поисках автора, Журнал, История, Музыка, Статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments