Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Рахманинов и сеанс техно-спиритуализма (1 из 8)



Всегда было интересно как в оригинале звучали бы великие композиторы или исполнители, творившие во времена, когда записать звук напрямую было либо технически невозможно, либо, из-за несовершенства техники, сохранившиеся записи сильно искажены. Вот как бы звучал сейчас Иегуди Менухин? Или Паганини? Или Рахманинов? Казалось бы, узнать это сейчас можно только с помощью спиритического сеанса, но нет, пытлив человеческий ум и беспокоен.

И вот, занимаясь историей русского авангарда я наткнулся на диск Рахманинова. Вообще-то записей Рахманинова сохранилось довольно много. Есть даже во вполне приличном, даже по современным меркам, качестве, но найденный мною диск записан совсем недавно и на нем сделана попытка восстановить звучание рахманиновской игры, причем практически натурально, ведь пианино играет как бы само по себе, но так, как это бы делал Рахманинов. Чем не сеанс техно-спиритизма?


This is the trailer for "The Ghost Concert" - an evening of "live" music with "the ghost" of maestro Sergei Rachmaninoff, hosted by Roberto Prosseda

Как это возможно? Дело в том, что для воспроизведения “оригинального” звучания используется не запись “оригинального” звука, а восстановленная и записанная по определенным технологиям, с использованием всех возможностей современной техники, игра на реальном, существующем в наше время, инструменте. Как оказалось, разработано несколько технологий подобного восстановления звучания, но диск, о котором идет речь, записан на базе варианта Ampico (AMerican PIano COmpany).



Ampico была одна из систем для механической записи игры на фортепьяно. В результате такой записи звука получался валик с перфорированной лентой, который можно потом на специальном инструменте воспроизводить. Примерно по похожему принципу работают музыкальные шкатулки. Далее я подробнее напишу о там, как работают технологии “спиритического” “восстановления” звучания, тем более, что современные варианты несоизмеримо сложнее своих механических прародителей.



Случай же с Ampico интересен тем, что свое время Рахманинов специально сделал несколько подобных “записей” на перфорированную ленту, которые сохранились, и которые теперь можно “воспроизвести”. Ну и если, сделав эти записи, он не возражал против их тиражирования, то наверно он не считал полученный результат чем-то недостойным, искажающим дух и технику собственной игры.

Хотя, конечно, от прослушивания, и правда, возникают немного странные ощущение потусторонности происходящего, словно ты и правда присутствуешь на спиритическом сеансе, где вызван дух Рахманинова, который, сев за инструмент, начал играть. Особенно, если еще и видеоряд наложить:


Сергей Рахманинов - Элегия (op.3 No.1)

А вот «живой» Рахманинов:


Sergei Rachmaninoff plays his Piano Concerto No. 2

А вот еще один Ampico-вариант:


Schubert: Impromptu, Op. 90 No. 4 (Sergey Rachmaninov, piano)

И альтернативный вариант техно-спиритуализма (Zenph технология):


Rachmaninov Prelude In C Sharp Minor, Op. 3_2

Ну и как водится, подобные эксперименты не могли не найти живой отклик у меломанов. Вот несколько полярных мнений:

PRO

«1. Аркадий (10 Май 07 18:19) Сердечно благодарю за всё, чем было бескорыстно позволено воспользоваться. Разразился бы нелицемерными восторгами, но, к сожалению, не могу, т.к., некогда даже прослушать, только и успеваю, что накачать про запас. Будет время.. Надеюсь.
2. Irina (trapez) (15 Май 07 13:02) Уважаемый Евгений! Совершенно потрясающий диск! Абсолютно не ожидала такого качества архивных записей Рахманинова, хотя слушала его и на виниле,и на дисках. Даже на простом аудио-центре Panasonic этот диск звучит так, что создается впечатление, что концертный рояль у вас в комнате! Кстати, рояль великолепен! Про исполнение не говорю. Сразу же сравнила с диском "прелюдии Рахм." (Ашкенази), выставленным на Clas. Ucoz.Звук глуховат. А mp3 записи можно просто выкинуть. Огромное спасибо за этот дивный диск!
3. Женя (classical) (15 Май 07 14:34) Это, видимо, восстановленная цифровым способом запись. Как и запись органа Альберта Швейцера, которую я когда-то здесь выложил.
4. keykid (keykid) (27 Декабрь 07 01:33)
Качество - потрясающее, в связи с чем закрались сомнения, что это Рахманинов. Больше похоже на искусно-выполненную подделку. Человек, который играет на этой записи - виртуоз высшего класса. Но ни за что не поверю, что записи периода 1919-1929.... А современная реставрация на ТАКОЕ не способна - говорю со знанием дела! Даже, если предположить, что аудио было переведено в миди, с последующей "осемпловкой", всё равно, таких динамических (и не только) нюансов добиться нельзя.
5. Женя (classical) (27 Декабрь 07 03:17) Как я теперь знаю, это записи Рахманинова на перфолентах Ampico. Перфоленты записаны Рахманиновым тогда, а воспроизведено это недавно на рояле, оборудованном системой воспроизведения записей с перфолент. Отсюда и качество звука. Это Вам на грампластинки.»


CONTRA

«22. Peter (Gtn) (11 Сентябрь 09 22:08) Интересный эксперимент! Мысли о чем-то подобном возникали у меня лет 20 назад. "Интерполировать" по сеткам старых записей современное звучание инструмента. Что есть тут хорошего. Ну впечатляет, конечно, если представить, что какой-нибудь лауреат современных конкурсов так бы заиграл… В этом много современного и стильного. Что удручает - конечно это уже не Рахманинов. Не справились в очень многом с его звуковой атакой. Индивидуальным тембром, не столько даже на инструментах того времени. сколько в отношении соединения звуков. Темпы искажены. Почему-то весьма растянуты. Стремительность пассажей Рахманинова низведена на уровень довольно-таки тяжеловесный и чересчур массивный. Он так не играл бы никогда, придавая необходимый тембр не по отдельным нотам а по целым художественным комплексам.. Но попытка интересная и поучительная. Хотя, наверное в не меньшей мере и вредная для молодых музыкантов. Ибо подменяет элементы настоящего искусства имитацией с совсем другой стороны. С нарушениями технологии пианистического искусства.

29. Александр (Trompete) (12 Сентябрь 09 13:06) Настоящий ли это Рахманинов? Конечно, нет. Это ВИРТУАЛЬНЫЙ ПИАНИСТ, возможно даже почти великий (согласен с igor120765), и притом похожий на Рахманинова. Этот виртуальный пианист создан из документальной информации (перфорированная лента) на основе некоторой математической модели (довольно сильной, но неизбежно ограниченной по возможностям). Эта модель, как говорят в науке, решает ОБРАТНУЮ ЗАДАЧУ воссоздания первоисточника по его известному образу. Математикам, физикам, инженерам и т. п. прекрасно известно, что решение подавляющего большинства обратных задач носит приближенный и вероятностный (с той или иной степенью) характер. Как оценивать полученный результат? Как всегда. Одни скажут, что стакан наполовину полон, а другие, что наполовину пуст. Если сравнивать, с тем звучанием, что обычно воспроизводится на механических роялях и пианинах с сохранившихся валиков Ампико или Вельте-Миньон, то стакан наполовину (а м.б., даже на 90%) полон. Если сравнивать с реальными акустическими записями пианистов (хоть и загрязненными шумами), то стакан наполовину пуст.
Так что каждый решает этот вопрос сам. Но я лично очень бы хотел, чтобы такая же превосходная инженерная работа была бы проделана с валиками Бузони и других. Пусть таких виртуальных пианистов будет больше.

30. Peter (Gtn) (12 Сентябрь 09 13:30) возможно за этим методом какое-то будущее, но сейчас это - первый блин комом. Беда в том. что он больше отнимает у записей, нежели им добавляет. Соотношение даже не 50\50 а гораздо более драматическое. Причем то. что записи потеряли - неизмеримо музыкально и художественно ценнее, чем тупой звук "виртуального" лауреата, без всякой музыкальной идеи в голове. Потерян подлинно художественный звук, несущий важнейшую музыкальную и эстетическую "информацию". Можно, кстати уже давно! и Венеру Милосскую отлить с руками и в более современном материале, пластике - без сколов и неровностей. Стоит ли говорить о таком "исполнении" всерьез?

31. igor (igor120765) (12 Сентябрь 09 14:19) Я согласен,что это не совсем Рахманинов.Но надо сказать,что наш виртуальный пианист взял у него очень много!Повторюсь,что современные исполнители Его,даже увешанные лаврами,сильно проигрывают!даже живьем... Недостаток, естественно, непреодолим-отсутствие обратной связи во время исполнения-записи.Современные технологии скорее всего позволяют слышать результат немедленно:то есть копия будет Абсолютной(кроме поля исполнителя).то есть они играют на данной ямахе как на рояле со всеми присущими ему нюансами(тут главная проблема-добиться одинаковости привода непальцевого и пальцевого,думаю,она очень сложна,и похожих реакций виртуальной клавиатуры).Но при решении этой проблемы действительно мы сможем слышать в реале живущих великих(другой вопрос-а есть ли они сейчас,великие),а видео дополнит впечатление. Отдадим должное безумству храбрых-мечтать об этом в 20е...эх, Расея, где у тебя такие люди...увы. И все же это прекрасные записи. Я не сноб...

34. Peter (Gtn) (13 Сентябрь 09 13:01)Категорически не согласен! дело не в снобизме а в настоящей ПОДДЕЛКЕ! Я Вам на компьютере раскрашу Троицу Рублева и вставлю вместо ликов фотографии топ-моделей. А Вы наслаждайтесь»


В следующий раз подробнее расскажу о дисках с «восстановленным» Рахманиновым. И интересно будет узнать мнение профессиональных музыкантов об этих записях. Сам я ощущаю разницу, но не могу сформулировать в чем она заключается. Наверно, мне просто нравится Рахманинов :)

(продолжение следует)

Оглавление

  1. История вопроса и введение

  2. Дискография техно-спиритуализма

  3. Технологии

  4. Биография Рахманинова

  5. Слепой тест

  6. Другие “спиритические” записи

  7. Слепой тест II

  8. Вместо заключения


Tags: Культпросвет, Культура, Музыка, Рахманинов
Subscribe

Posts from This Journal “Музыка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments