Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Трансформация образа культурного героя на примере советского политического плаката



К концу XIX века Европа, пройдя сквозь череду тяжелых кризисов, войн и социальных потрясений, вступила в «Прекрасную эпоху» (фр. Belle Époque). Западный мир стал «глобальным», расцвела наука и культура, получили распространение новые технологии, электричество, радио, кино, воздухоплавание, автомобили. Именно в Belle Époque окончательно сформировались СМИ и политические партии, в том смысле, в каком мы их сейчас понимаем. Многим тогда казалось, что цивилизации преодолела болезни роста и дальше вместо кровопролитных войн, будет только развитие ко всеобщему благополучию.


Всемирная выставка (1900), Париж

Одновременно, на фоне достижений и расцвета в экономике, науке и технике, в культуре началась, знакомая по кризису Бронзового века, загадочная трансформация образа культурного героя. Повсюду в Европе распространялся «нигилизм, апатия и отчаянье, с одной стороны, гедонизм, своекорыстие и цинизм — с другой». Из культуры стремительно исчезал дух героического мироощущения, уступая место прагматизму, упадку или экзальтации. Назревал новый глобальный системный кризис, вылившийся в Первую мировую войну.


Первые британские танки или «landships», секретно разработанные в Адмиралтействе Уинстона Черчилля, появились на полях сражений Первой Мировой войны в сентябре 1916 года. Первый танк назвали
«Железный Дюк» (Iron Duke), он возглавил британское наступление и был подбит под городом Аррас (Arras) в апреле 1917 года, танк-монстр смогли вытащить из тупика окопов в 1918 году.


Попыткой разрешить возникшие в Западном мире цивилизационные противоречия стало возникновение СССР. Коммунистическая идея должна была открыть для цивилизации новую эпоху развития. Но на практике получилось, что Страна Советов просто прошла путь развития аналогичный европейскому, сжав его до концентрированной формы и доведя до логического конца. Другими словами, за 70 лет общество от накаленной идеи построения нового мира, за которую люди были готовы убивать и умирать, дошло до полного отрицания этой идеи и обменяло коммунистические идеалы на «джинсы и жвачку». Советский период хорошо документирован в художественном плане, поэтому процесс культурной трансформации легко заметен даже для неспециалиста. Для простоты и наглядности мы рассмотрим его на примере советского политического плаката. И начнем с того, что обозначим основные фазы исторического развития СССР:


  1. Революционный подъем (20-е годы)

  2. Фаза революционной стабилизации общества (30-е годы)

  3. Фаза испытания (Великая Отечественная война 1941–1945 гг.)

  4. Фаза послевоенного восстановления (конец 40-х начало 50-х)

  5. Кризис утраты мобилизационного духа в обществе и его идеологическая дезориентация (60-е годы)

  6. Советская «Прекрасная эпоха» или «застой» (70-е годы)

  7. Системный кризис и перестройка, окончившаяся катастрофой(80-е годы)


Ну а теперь каждую фазу проиллюстрируем политическим плакатом:

Фаза 1. 24-й год, революционный подъем, ощущается во всем, даже плакат тех лет наполнен энергией и героическим мироощущением. Все предельно ясно, убедительно и лаконично, образам с плаката веришь даже сейчас.


Страхов-Браслваский. 1924г.

Фаза 2. Но после подъема наступает неизбежная фаза стабилизации. Энергия в обществе еще бурлит, но ее перенаправляют в русло возрождения «империи» и построения «новой» благой жизни. Если предыдущий период можно было назвать эпохой Прометея, то теперь это уже люди поверившие Данко и идущие за светом его сердца через темный лес, полный опасностей:


Ефимов Б. 1933г.

Конец 30-х начало 40-х. Предвоенная консолидация общества. Стабилизация завершена, индустриализация проведена, новое общество создано. Впереди суровые испытания, но есть вождь, которому народ верит как отцу:


Говорков В. 1940г.

Фаза 3. Затем война, ставшая суровым испытанием:


Тоидзе И. 1941г.

Борьба со страшным врагом, породила новые цели: победа над фашизмом любой ценой:


Антонов Ф. 1942г.

Участие в войне «на уничтожение» породило в обществе новый образ героя, готового ради победы и страны пожертвовать своей жизнью:


Иванов В. 1941г.

Фаза 4. Но вот война победно завершена, необходимо восстанавливать страну и на какое-то время опять обществу все понятно и не до лишних вопросов:


Иванов В. 1946 г.

Новым героем становится труженик, восстанавливающий страну из пепла, но уже назревает мировоззренческий кризис. Врага победили, страну сейчас восстановим, а дальше что? Ради чего теперь терпеть жертвы и лишения? Ну не ради же увеличения производства «молока и мяса»? А ради чего того? У власти на это ответа нет. У общества — тоже. Обычно, вину за поворот CCCР в сторону «гуляш-коммунизма» принято возлагать на Хрущева, но он только завершил процесс, который ранее начал оформлять еще Сталин:


Иванов В. 1949г.

Фаза 5. Но общество, открывшее новый путь развития для человечества, победившее фашизм и восстановившее страну из пепла, не принимает «план по молоку и мясу» как смысл существования, оно дезориентировано, и в нем начинают разливаться «нигилизм, апатия и отчаянье, с одной стороны, гедонизм, своекорыстие и цинизм — с другой». Государство же, то ли не замечает этого, то ли не придает этому значения, продолжая пытаться разрешить мировоззренческий кризис через повышение благосостояния:


Белопольский Б. 1962г.

Только вот общество, еще не до конца растоптавшее «сердце Данко», продолжает жаждать героических свершений ради высшей цели. Оно рвется и в космос:


Викторов В. 1961

И к новым героическим свершениям ради построения новой жизни:


Большакова И. 1963 г.

Фаза 6. В начале шестой фазы в СССР еще тлели искры первоначальной идеи, да вот только яд разложения уже глубоко проник в кровь общества, и всего через десятилетие от героического мироощущения не останется практически ни следа. И к концу фазы внешне вроде бы такой же, как и раньше плакат, перестает работать:


Попов Н. "Так пойдем же смело вперед, по пути, ведущему к коммунизму!" 1981г.


Теперь такой плакат воспринимается обществом омертвелой формальностью почти потерявшей связь с реальной жизнью. Это уже не политический плакат, а — дань традиции, смысл которой скоро будет окончательно утерян. Возвращаясь к образу Данко, можно сказать, что народ уже побежал к «лучшей жизни», растоптав сердце героя. Последний искры первоначальной идеи — угасли. И следующий этап, Перестройка, стал началом тотальной дегероизации. Чтоб лучше это прочувствовать, приведен еще один «закатный» «застойный» плакат из периода, когда последние «искры» революционного огня еще теплились:


Бабин Н. "Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи". 1976 г.

Фаза 7. А вот, перестроечный «ответ» на былые идеалы:


Плакат "Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи". 1988 г.

Тут стоит обратить внимание, насколько в этом плакате ради слома остатков героизации коммунистической идеи умело задействованы все каналы восприятия: и цвет, и высмеивание «классических» советских пропагандистских образов, и специфические уничижительные метафоры. Технологизация дегероизации есть отличительная черта «современного» кризиса, который в существенной степени стал управляемым. Теперь ремифологизацию и перепрограммирование общественного сознания возможно производить централизовано и под заданные параметры. СМИ и массмедиа выступают каналами воздействия на общество, наука — дала необходимые технологии воздействия, а политическая система — аппарат для его осуществления. В результате подобной управляемой трансформации СССР был разгромлен без единого выстрела и в начале 90-х прекратил свое существование.

Опыт Советского Союза показывает, что не разрешив внутрикультурные противоречия, избежать катастрофического финала невозможно. Кризис можно длить, конец его можно оттягивать, но рано или поздно он — разразится. Современный Западный мир, как и СССР в начале 80-х, подошел к определенной черте, за которой или переход в новое состояние, или — небытие. И хотя сам крах СССР стал крупнейшей геополитической катастрофой XX века, но собой он маркировал лишь один из этапов, начинающегося глобального процесса трансформации человечества. Основные события еще только предстоят, а пока мир замер, балансируя на грани пропасти.


(к оглавлению)
Tags: n, История, Конспекты, Культпросвет, Культурный герой
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments