Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Эволюция образа культурного героя. Заключение



Со времени кризиса Бронзового века, положившего предел эпохе мифа прошло уже больше трех тысяч лет. Человеческая жизнь внешне сильно изменилась с тех пор. Околоземное пространство наполнили космические аппараты, мобильная связь стала доступна практически в любом уголке Земли, интернет объединил человечество в рамках глобальной информационной сети, манипулирование геномом превратилось в промышленную технологию, стали привычной повседневностью сверхзвуковые самолеты, нанотехнологии, пересадки органов и многие другие научно-технические чудеса. Изменился даже вид планеты, на которой все меньше мест, где не ощущается присутствие человека.


Ночной вид на планету Земля из космоса

Ну а человек? Как за это время изменился человек? Ведь если убрать внешние признаки: одежду, образ жизни, приобретенные навыки, то едва ли получится отличить жителя Чатал-Хююка от современного анатолийского крестьянина. С тех пор как человек овладел абстрактным мышлением, научился строить причинно-следственные связи, познал иерархию отношений и особенно после открытия письменности, — что существенно новое появилось в его сознании? Читая, например, даже самое первое из сохранившихся литературных произведений, поэму о Гильгамеше, с удивлением отмечаешь, что проблемы, вопросы и сомнения главного героя вполне актуальны и для современного человека, который все так же ищет смысла жизни, не может примириться со своей смертностью и бунтует против предопределенности. А ведь эта поэма была написана более трех с половиной тысячелетий назад [1, 75–78].

Образно, если окинуть взором период развития цивилизации от позднего палеолита до катастрофы бронзового века можно назвать его детством человечества [4, 154-158]. Как у ребенка база дальнейшего развития формируется к 6–7 годам, так и человечество в эпоху мифа заложило основы цивилизации, в рамках которых оно развивается и по сей день. И если продолжить «детскую» метафору, то сохранившиеся следы эволюции образа культурного героя — подобны семейному альбому с фотографиями, разглядывая которые узнаешь знакомые черты современности в «детских» фотографиях и наглядно видишь как шло «взросление».


Этапы взросления ребенка

«Ребенок рос», цивилизация развивалась, и как у детей на рубеже 6–7 лет возникает кризис [5, 376], так и Древний мир в конце Бронзового века вошел в свой первый системный мировоззренческий кризис, в значительной степени обусловленный уже внутренними, а не внешними причинами, и ставший естественной реакцией общества на накопившихся культурные противоречия. Цивилизация, построенная на базе мифологического мышления, просуществовавшая несколько тысячелетий, успешно преодолевавшая экологические и технологические кризисы вдруг стремительно стала терять устойчивость. Способ организации общественной жизни, столь эффективный «еще недавно», начал давать сбои, нарушавшие нормальное функционирование социума.

Люди массово и, в историческом смысле, почти одновременно в разных концах Древнего мира начали разочаровываться в сложившемся мироустройстве, которое все менее отвечало их потребностям. В результате государства Древнего мира начала рассыпаться, социальные структуры — терять связанность, а как следствие, общество становилось неуправляемым.


Georges-Antoine Rochegrosse - The death of Andromache (1883)

И словно ребенок, столкнувшийся с принципиально новой для своего мышления задачей, начинает решать ее с предыдущего уровня развития [2, 477], человечество, столкнувшись с тем, что старый способ мышления, мифологический, перестал решать поставленные задачи, вернулось на предыдущую стадию развития, и уже оттуда, co стадии позднего неолита, попыталось выстроить мир на базе новых принципов, все более опираясь на рациональное основание, на логос.

Процесс выстраивания нового базиса для развития, особенно поначалу, шел трудно, но люди упорно, шаг за шагом в течение трех тысячелетий двигались вперед. Ну, а примерно начиная с Эпохи просвещения процесс формирования нового типа цивилизации вошел в завершающую стадию. Казалось еще чуть-чуть и новый мир научного знания, рациональность и логики будет выстроен, но, довольно неожиданно, со второй половины XIX века европейские интеллектуалы все чаще приходили к убеждению, что опять что-то пошло не так [6, 85–94].


«Закат Европы» — философский труд Освальда Шпенглера, опубликованный в 1918 году

Пытаясь разобраться, исследователи обращались к историческим прецедентам, и чем глубже в глубину веков уходили исследования, тем больше происходящее начинало напоминать сценарий, по которому проходила, так называемая Катастрофа Бронзового века. Ведь, как и тогда, современный социум вдруг стремительно, и вроде как беспричинно, начал терять устойчивость, население охватил необъяснимый нигилизм и массовое разочарование в неправильном мироустройстве. Цивилизация, с таким трудом и жертвами, построенная на научном мышлении, начала демонстрировать свою несостоятельность перед историческими вызывали, вылившуюся в кошмары мировых войн, глобальный экономический тупик и арсеналы оружия, достаточные для моментального многократного уничтожения человечества. Что же произошло?

(продолжение следует)

Литература


  1. Элиаде М. - История веры и религиозных идей. Том I. Перев. с фр. — М., Критерион, 2001.—464 с. ISBN 5-901337-02-6 ISBN 5-901337-03-4 (том I) {13}

  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М: Изд Смысл; Изд Эксмо, 2006. — 1136 с. ISBN 5-699-13728-9 {VII}

  3. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В.П. Большакова. — 4-е изд. — М.: Академический Проект, 2010. — 251 с. ISBN 978-5-8291-1125-0 {12}

  4. Выготский Л. С, Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с: ил. ISBN 5-7155-0531-3 {VIII}

  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина.— М.: Педагогика, 1984.—432 с, ил.—(Акад. пед. наук СССР). {IX}

  6. Бялый Ю.В. Концептуальная война. М.: МОФ ЭТЦ, 2013. — 320 с. ISBN 978-5-7018-0537-6 {X}

  7. Хёллер С. Гностицизм. М.: Клуб Касталия, 2011. — 280 с. {XI}


(к оглавлению)

Tags: n, История, Конспекты, Культпросвет, Культурный герой
Subscribe

Posts from This Journal “Культурный герой” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments