Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

В поисках образа Нового мира



(предыдущая часть)

Ранее мы рассмотрели как протекают процессы трансформации современного мира, и возможные концепты «нового». И все же, то, каким в действительности будет грядущее — вопрос открытый. Ведь если предлагаемые постмодернистами, а всех упоминаемых выше интеллектуалов принято относить к постмодернистам, варианты не выглядят убедительными, то тогда что? Но перед тем как начать выстраивать образ возможного будущего, опять надо сделать короткий экскурс в историю, чтоб очертить краевые условия для осуществляемой реконструкции.
Начиная с эпохи первых цивилизаций, общество строилось вокруг оппозиции «элита — народ», задававшей принципы существования социума. Но если приглядеться, то и Древний мир, и античный, и средневековый, и Новое время, все они использовали одну модель: сакральная, богом данная власть (элита), и народ, который через служение элите — поклоняется богу. При этом и сама элита, выполняя заветы бога, вынуждена в какой-то степени заботиться о народе. Вариации схемы были разные, и, например, в Новое время «богом» стал — «капитал», но суть всегда оставалась та же: оппозиция «элита — народ» и сакральная природа власти. А какие, в принципе, еще могут быть варианты?

Три миропроекта

По большому счету таких вариантов — два: в одном из оппозиции остается только элита, в другом — только народ. Прочие же варианты к этим двум — сводятся. Например, если пропадает связь «элита — народ», то мы получим параллельно существующие оба варианта. Или же, если пропадет сакральность власти, и элите придется силой подчинять народ, то как долго бы борьба не длилась, рано или поздно кто-то победит и устранит конкурента из оппозиции и тогда мы опять получим один из двух вариантов. Поэтому всего, вместе с первым,  получается три варианта, причем каждый с собственной цветовой маркировкой. Вариант с оппозицией «элита — народ» был назван Белым проектом, и именно он сейчас находится в цивилизационном кризисе. Вариант без «элиты» стал Красным проектом, а без «народа» — Черным. Далее, кратко рассмотрим особенности каждого из них, что, собственно, и задаст краевые условия для реконструкции.

1. Белый миропроект


Карикатура «Классы капиталистического общества», сверху — вниз: Дворянство(в том числе и король) — «Мы правим вами»; Духовенство — «Мы дурачим вас»; Армия — «Мы стреляем в вас»; Буржуазия — «Мы едим за вас»; Рабочие и Крестьяне — «Мы работаем за всех», «Мы кормим всех»

Как уже было сказано, наиболее привычным для нас вариантом является тот, где между элитой и народом есть «общественный договор», в котором каждая из сторон имеет свои права и обязательства. Долгое время элита представляла собой сакрализованную власть, народ же через элиту осуществлял служение и поклонение высшей силе. В свою очередь, в определенной степени, и элита заботилась о народе, так как он был вверен ей богами, ну и являлся основой ее власти. Подобный вариант отношений мы будем условно называть «белым» миропроектом, и исторически вариант отношений нам более знаком как феодализм.

Пришедший на смену феодализму — капитализм собственного миропроекта не предложил. Разрушив феодальные отношения, десакрализовав власть, он попробовал выстроить что-то подобное «белому» миропроекту, но на рациональных основаниях. Попытка оказалась неудачной, устойчивой системы не получилось и все окончилось Первой мировой войной. При этом для большей части элиты стало понятно, что и капитализм в модификации Белого миропроекта — это тупик, и что вернутся к его феодальному варианту невозможно: и общество изменилось, а факт проигрыша капитализму показывал, нежизнеспособность старой модели.


Коллаж из плакатных образов американской мечты 50-х годов

И тем не менее часть элиты осталась Белому миропроекту верна, и так называемые современные западные «демократии» и национальные государства, это продолжающиеся попытки реализации «белого» миропроекта на рациональных основаниях.


Современный вариант «классической схемы» Белого миропроекта

2. Красный миропроект

Не вся элита после того как неизбежное крушение Белого миропроекта стало очевидным продолжила за него цепляться. Существенная часть начала сначала искать, а потом и реализовывать альтернативные «белому» варианты. Наиболее громким, известным и, увы, окончившимся неудачей стал Красный миропроект, суть которого была в том, чтоб из оппозиции «элита — народ» исчезла элита. Мир по красному миропроекту должен был быть изменен так, что б сам народ стал себе элитой.


Плакат СССР: 1924 г. Самохвалов А. Советы и электрификация есть основа нового мира

Но реконструкцию будущего на базе Красного миропроекта, мы выносим за скобки рассмотрения. Почему? Хотя бы потому что в настоящий момент миропроект этот полностью разгромлен, и существенного влияния на мировые процессы более не оказывает.

3. Черный миропроект


Dan McCall. Corporatism (2008). На плакате изображен Бен Бернанке, глава ФРС в 2008 году

Остается третий вариант миропроекта, получивший название «черного», в котором в отношении «элита — народ» исчезают любые обязательства со стороны элиты перед народом. Договор больше не нужен, так народ перестает быть субъектом, а, значит, из оппозиции теперь исчезает уже народ.

Поясним ситуацию на примере: фермер не заключает договоров со скотиной, он ее «потребляет», при этом он может относиться к ней даже с любовью. Ну а сама скотина может выступать в разных ролях: любимой болонки, которую носят на руках, дойной козы, за которой «ухаживают» или бройлерных цыплят, которых растят на убой. Только сути разное отношение к «скотине» не меняет, скотина — она и есть скотина и субъектом общественного договора — быть не может по определению. Поэтому, как бы элита эмоционально в рамках «черного» миропроекта ни относилась к «народу», он для нее перестает быть частью человечества, а становится одним из биологических ресурсов.


Золотой миллиард. (Как живут 7 миллиардов. National Geographic)

Именно «черный» миропроект сейчас является реальной и единственной альтернативой, находящемуся в глубоком кризисе «белому». И то, что первая попытка реализации подобного миропроекта, осуществленная нацисткой Германией, не удалась, не означает, что сам проект был разгромлен. В действительности, в историческом смысле, все вышло наоборот: победа над «черным» миропроектом оказалась пирровой и вскорости поверженными оказались «победители». «Красный» — почти полностью разгромлен, «белый» — в существенной степени поврежден и стремительно утрачивая устойчивость и жизнеспособность.

Черный же миропроект, после поражения во Второй мировой войне на какое-то время отступил в тень, но сейчас, на фоне системного кризиса капитализма и устранения Советского Союза, именно он становится для существенной части элиты главной альтернативой сложившегося мироустройства. Поэтому, говоря о возможном облике «нового мира», необходимо, в правую очередь, рассматривать возможные реализации «черного» миропроекта, по крайней мере, пока.


Неофашистские партии Европы

О дивный новый мир

Таковы существующие миропроекты, один из которых должен лечь в основу «нового мира». Пока, увы, почти безальтернативно цивилизация движется в сторону «черного» варианта, который не только предлагает пути разрешения накопившихся цивилизационных противоречий, но и уже вполне успешно утверждается себя в политическом плане. В этом месте хочу сделать важное отступление, отдельно оговорив, что альтернативы нет не из-за ее невозможности, а оттого, что с крушением СССР политически значимый вариант такой альтернативы исчез и другого пока не видно. Современный же мир существует в рамках конфликта «черного» и «белого» миропроектов, причем «белый» — находится на нисходящем тренде, а «черный» — на восходящем.

В таких условиях победа «черных» — это лишь вопрос времени и именно поэтому важно понимать, что же в действительности они из себя представляют и куда ведут человечество. Это необходимое условие, при котором, оставаясь на позициях «белого» миропроекта, можно хоть как-то замедлять уже идущую глобальную трансформацию мира, надеясь, выиграть время для оформления и воплощения альтернативы, если таковая, конечно, возникнет.

Но казалось бы, при чем тут эволюция образа культурного героя, да еще и на заре цивилизации? Как ни удивительно, но именно она дает важный ключ для понимания происходящего. Именно ради него мы сначала рассматриваем далекую предысторию вопроса, а потом стремительно переносимся в гущу современных событий. Сделав это пояснение, вернемся к образу оформляющегося «черного» миропроекта, применив полученный «ключ» на практике.

Возникновение предпосылок для Черного миропроекта

Из предыстории человечества нам уже известно, что стабильность цивилизации палеолита обусловливалась по-крупному двумя обстоятельствами: во-первых, человек существовал в сильной зависимости от природы, выступавшей естественным регулятором как его численности, так и образа жизни, принуждая встраиваться в существующую экосистему и сохранять в ней определенный баланс. Во-вторых, в каменном веке у людей преобладало мифологическое сознание, которому чуждо ощущение «истории», следовательно, не из чего было формироваться потребности в развитии.

Но, в какой-то момент природное равновесие оказалось нарушено, что породило производящую экономику, которая, в свою очередь, начала делать человека все менее зависимым от природы. То есть естественный «природный» регулятор «развития» стал работать все хуже. Хотя, до возникновения городов, человечество, еще тысячелетия продолжало существовать практически не меняясь, в рамках крайне консервативной культуры и неизменных технологий. Чтобы понять насколько это был стабильный мир, достаточно обратить внимание, что вплоть до XVIII века даже в Европе, аграрное общество, базирующееся на «неолитических» технологиях, оставалось доминирующим. То есть, отсюда можно сделать вывод, что и в условиях производящей экономики принципиально возможно построение общества без развития.

Кардинально ситуация с развитием стала меняться после появления городов. Начав формировать сложные социальные структуры, оформившиеся как города, человечество получило стимулы к возникновению исторического мироощущения, что, в свою очередь, запустило цикл ускорения развития. Заработали законы исторического развития, благодаря которым, человечество, с одной стороны, стало лучше понимать, что происходит, а с другой — сформировало современное, нестабильное, в социальном плане, обществе, обладающее все более мощными и опасными технологиями, при одновременной стремительной деградации каких-либо ограничителей своего поведения.

Мощь человека возросла настолько, что теперь уже он стал регулятором для природы, вынуждая ее подстраиваться под свою деятельность. Возможности людей возросли, но сами же они сущностно поменялись мало. В результате во второй половине XX века стало очевидно, что без принципиального изменения устройства цивилизации, человечество тем или иным способом в обозримом будущем себя либо совсем уничтожит, либо будет вынуждено через катастрофу перезапустить цикл развития с какой-то из точек в прошлом.


«Я не знаю каким оружием будут сражаться в 3-й мировой войне, но в 4-й мировой войне будут сражаться палками и камнями». А. Эйнштейн

Задачи, стоящие перед Черным миропроектом

Неконтролируемое технологическое развитие стало краеугольным камнем современного цивилизационного кризиса. И что же в таких условиях предлагает «черный» миропроект? Во-первых, создать вместо переставших функционировать природных, новые внешние регуляторы, способные стабилизировать общество и держать его в рамках, а во-вторых, устранить в массах историческое мироощущение, что автоматически подавит источники не контролируемого развития. Как это можно сделать? «Палеолитический» и «неолитический» опыт существования человечества дают ответы на этот вопрос. Если заменить естественный регулятор в виде «природы», на искусственный, например, в виде элитной группы, а рациональное мышление — на мифологическое, то задача будет сведена к уже известной, к историческому опыту каменного века.


Фмльм "Звёздные врата" как пример мира без развития, архаизованного по неолитическому варианту

Но что необходимо сделать для подобной трансформации? Чтобы элитная группа стала новым регулятором для человечества, она должна настолько же доминировать над возможностями остального человечества, как это делала природа (или боги) в каменном веке. То есть, элите потребуется безусловное преимущество в средствах контроля, подавления и принуждения, а значит — будет необходимо непреодолимое технологическое превосходство над остальной частью «человечества». Отсюда мы можем предположить, что в рамках элиты высокие технологии должны сохраняться и преумножаться, при этом для остального общества став практически недоступными.

Второе же, необходимо условие реализации «черного» проекта — это трансформация сознания людей. В нем не должно остаться потребности в развитии вовсе, ну или таковая должна быть сведена к контролируемому необходимому минимуму. Потребуется как бы «одомашнить» человечество, превратив его в полезный управляемый двуногий «скот», с помощью которого будет функционировать производящая экономика до тех пор, пока люди будут способны конкурировать с механизмами.

Как поставленные задачи могут быть решены?

Скорее всего, у большей части населения, переставшее нормально функционировать, рациональное мышление сведут к технологическому минимуму, а на его месте сформируют нужный тип мышления мифологического. Причем, вероятнее всего, он будет отличаться у разных социальных слоев «нового» человечества.


«Дивергент» (англ. Divergent — «расходящийся», «отклоняющийся»; 2014) — американский фильм-антиутопия режиссёра Нила Бёргера, экранизация одноименного романа Вероники Рот

[Сюжет фильма Дивергент]В антиутопическом Чикаго будущего существует общество, члены которого придумали способ избегать конфликтов и поддерживать вокруг незыблемый порядок. Каждый человек по достижении 16 лет должен определить, к чему лежит его душа, и в зависимости от своих личностных качеств присоединиться к одной из пяти фракций — Искренность, Бесстрашие, Эрудиция, Дружелюбие или Отречение.

Для того, чтобы и не ошибиться с фракцией, накануне церемонии выбора подростки проходят специальное тестирование. Юная Беатрис оказывается угрозой для всей сложившейся системы, когда тесты выявляют в ней дивергента — человека, которого невозможно однозначно определить в одну из фракций. Способные мыслить независимо и не питающие особого уважения к правительству, дивергенты одним своим существованием дискредитируют принципы, на которых строится общество. И теперь Беатрис — одна из таких людей, живущих вне закона и борющихся с системой, которая намерена любой ценой от них избавиться.


То, как реализуется в наши дни этот этап на практике мы разбирали ранее. В результате трансформации сознания, скорее всего, для периферии, «мировой деревни», будет навязана мифология неолита и сформировано общество, разделенного на относительно небольшие группы (племена), враждующего, технологически отсталого и не имеющего развитой государственности населения. Пилотным проектом подобного общества можно назвать современную Африку.

Для городского ядра цивилизации, вероятно, выберут еще более архаичный вариант мифологии охотников и собирателей позднего палеолита. Благодаря ей «горожане» начнут формировать неустойчивые малые группы, жить кочевой жизнью, ведя себя еще менее рационально, чем жители «деревни». Палеолитический вариант мифологии сделает «горожан» легко поддающимися внешнему управлению сознанием, а значит им можно будет доверить высокие технологии для технологического обслуживания элиты, сохранив при этом у них тотальный контроль и управляемость. Пример подобной организации общества уже сейчас можно наблюдать в глобальных корпорациях, и особенно ярко — в финансовых.

Сама элита внутри себя сохранит рациональную составляющую мышления как базовую, благодаря чему сможет доминировать, контролируя и управляя «неразвитием» остальных. Образно, реализация подобного миропроекта описана у Достоевского в романе «Братья Карамазовы» (глава «Великий инквизитор»).


«Гаттака» (англ. Gattaca) — антиутопический триллер Эндрю Никкола (1997). В фильме поднимаются вопросы будущего генетических технологий и их влияния на присущую человеку свободу выбора

[Краткий сюжет]Добро пожаловать в Гаттаку — совершенный мир будущего. Здесь каждый генетически запрограммирован, и печальная судьба ожидает тех, кто был рожден в любви, а не в лаборатории. Такова судьба Винсента Фримана, молодого человека, получившего при рождении ярлык «не пригоден».

Винсент обладает весомыми недостатками: он подвержен страстям, он поддается эмоциям, и он верит в то, что его мечты сбудутся. Вот почему он покупает личность другого человека, пытаясь обмануть власти и стать уважаемым членом Корпорации Будущего Гаттака.

И когда он уже на пути к свободе, убийство грозит раскрытием его реальной личности. Несмотря на свою невиновность, Винсенту есть что скрывать и есть что терять. Но так трудно остаться в живых, когда в тебе живут два человека…


Идеология Черного миропроекта

Идеологически «черный» миропроект на протяжении веков прорабатывался в рамках гностических течений, присущих всем мировым религиям [7, 179-185].


Хёллер С. Гностицизм (2011)

Причем христианская версия гностического разделения человечества на страты совпадает с рассмотренным вариантом реконструкции «нового мира» — буквально. «Элита» — это пневматики (люди духа), психики — это «горожане», допущенные до технологий (люди веры, то есть «почти люди» с управляемым извне сознанием), а гилики (человечество периферии,«мировой деревни») — уже «не люди», ведущие полуживотный образ жизни существа и управляемые страстями и насилием [7, 184; 215].

Что уже сделано

Контуры описываемой схемы уже складываются, что видно и по эволюции современного образа культурного героя, и по новейшей истории, и даже по выпускам новостей [7, 210-222]. Более того, на базе «черной» идеологии в XX веке на практике уже осуществлялись пилотные проекты подобного мироустройства (фашистские режимы в Европе и Латинской Америке), которые хоть формально и потерпели поражение, но показали свою принципиальную эффективность и работоспособность. «Мифологические» технологие трансформации общества прекрасно сработали на практие, привратив, напрмер, немецких лавочников в «белокурых бестий» всего за несколько лет.

В культурном плане, в XX веке были написаны и уже стали «классикой» романы антиутопии, где футуристически показаны возможные варианты реализации мироустройства по «черному» проекту. А в XXI веке, тема неизбежного грядущего преобразования мира со страниц книг для интеллектуалов, перекочевала в массовую культуру, на экраны кинотеатров и телевизоров, уже став привычной и само собой разумеющейся для миллиардов зрителей.



В науке процессы подготовки к глобальной трансформации зашли еще дальше. В специализированных журналах и лабораториях уже давно от теоретических исследований, перешли к технологизации трансформации человеческого сознания при одновременном осуществлении тотального контроля поведения.



Под «новый, дивный мир» меняются образовательные программы, государственные культурные и семейные политики. Идет планомерное уничтожение национальных государств как в экономическом смысле, через глобализацию, так и в политическом, через формирование наднациональных структур типа Евросоюза. Одновременно происходит и разделение мира на «золотой миллиард» и периферию, которую разными методами архаизируют, причем в некоторых случаях, как это было в Ливии, Ираке и Сирии, используя грубую военную силу и технологическое превосходство. Политическая карта мира меняется на глазах и можно сказать, что формирование нового человечества, в котором большая часть населения, в лучшем случае, будет превращена в «счастливых детей», а в худшем — физически утилизирована, на практике идет вполне успешно. Ведь для этого больше не требуется внешних сил, как это рисовали фантасты еще недавно:


«Конец детства» (англ. Childhood’s End) — американский телевизионный сериал, созданный Мэтью Грэхэмом по мотивам научно-фантастического романа Артура Кларка (2015)

Да, для завершения трансформации общества еще многое нужно сделать. Но если недавно осуществить подобное казалось не под силу человеку, то благодаря современной науке, помноженной на мощь средств массовой информации и технологических достижений, это больше не так. Мир, в котором элита получит возможность прямого управления сознанием огромных масс людей, став для них богами, дающими новые заповеди и вершащими высший суд — уже может быть построен даже на текущем уровне развития.

Возможен ли другой путь? Есть ли альтернатива «черному» миропроекту? Теоретически — да. Исходя из принципов работы сознания, очевидно, что технологии, позволяющие создать цивилизацию «счастливых детей», могут быть использованы и для другого. Например, для создания цивилизации «нового человека», способной преодолеть возникшие противоречия развития и продолжить его. Образ культурного героя может как архаизировать сознание, так и стимулировать человека к развитию, самопожертвованию и героическим деяниям на благо других. Пилотный проект подобного альтернативного мира также реализовывался в XX веке. Им был СССР и страны советского блока. И хотя, к сожалению, та реализация «красного» миропроекта оказалось неудачной, но тем не менее она на показала, что альтернатива «черному» миропроекту возможна и реализуема.

Вместо заключения
Как бы там ни было, при реализации любого миропроекта, одной из основных задач будет решение проблемы синтеза мифа и логоса (рационального и иррационально) в сознании, заниматься чем без понимания роли культурного героя — невозможно. Поэтому, дать читателю общее представление об этой проблематике, показав, что она носит не теоретический характер, а имеет прямое отношение к происходящему в современности, — и есть главная цель данной работы.

Dixi

Литература


  1. Элиаде М. - История веры и религиозных идей. Том I. Перев. с фр. — М., Критерион, 2001.—464 с. ISBN 5-901337-02-6 ISBN 5-901337-03-4 (том I) {13}

  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М: Изд Смысл; Изд Эксмо, 2006. — 1136 с. ISBN 5-699-13728-9 {VII}

  3. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В.П. Большакова. — 4-е изд. — М.: Академический Проект, 2010. — 251 с. ISBN 978-5-8291-1125-0 {12}

  4. Выготский Л. С, Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с: ил. ISBN 5-7155-0531-3 {VIII}

  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина.— М.: Педагогика, 1984.—432 с, ил.—(Акад. пед. наук СССР). {IX}

  6. Бялый Ю.В. Концептуальная война. М.: МОФ ЭТЦ, 2013. — 320 с. ISBN 978-5-7018-0537-6 {X}

  7. Хёллер С. Гностицизм. М.: Клуб Касталия, 2011. — 280 с. {XI}


(к оглавлению)


Tags: n, История, Конспекты, Культпросвет, Культурный герой
Subscribe

Posts from This Journal “Культурный герой” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments