Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Д. Келли. «Утопия 2» («Utopia 2») или "любовь побеждает смерть"



Первый сезон Утопии понравился, поэтому продолжение решил смотреть невзирая на негативные отзывы, оказавшиеся, увы, справедливыми. Да, как я и предполагал уровень сериала упал. Причем сильно. Складывается впечатление, что все содержательное, автором было сказано в первом сезоне. Второй же снимался как коммерческое продолжение успешного проекта, и поэтому получился вторично вымученным. Идейно, второй сезон не содержит ничего нового. Часть его посвящена объяснению предыстории первого сезона, а другая — логическому завершению сюжета. И это, на мой взгляд, — основная причина неудачи. Первый сезон «Утопии» имел лихо закрученный сюжет, но в экранном действе была лишь намечена его основная канва, да расставлены маркеры ярких образов, иллюстрирующих ключевые точки. Дальше на полную мощность включалось воображение зрителя, выстраивающее в его голове полную и непротиворечивую картину происходящего. Которая, кстати, у каждого получалась своей, что вызывало желание обсудить и поспорить. Зритель втягивался в процесс творчества, становился сотворцом. Ну а кроме этого, сама наша психика устроена так, что достроение картины и узнавание образа, были необходимыми для выживания, а значит мощно подкреплялись гормонально внутренними наркотиками вроде дофамина. Описанный эффект хорошо известен и изучен как в психологии, так в нейрофизиологии. Вот, например, на первый взгляд, хаотическая мешанина клякс, которая очень быстро достраивается до объемной, динамичной и сюжетной картинки:



Причем не каждая картинка может быть «достроена» мозгом однозначно:



Собственно на этом достраивании с узнаванием и держался первый сезон «Утопии». Введя же во втором сезоне рациональность и последовательность, авторы убили очарование недосказанности, вызывавшую радость от «узнавания» целостной картины. И даже хуже, если в первом сезоне мозг регулярно получал дополнительную дозу дофамина, то во втором возникала обратная реакция: натяжки и противоречия сюжета в попытках авторов «все объяснить» стали, наоборот, сокращать уровень дофамина. Предлагаемая как бы рациональная «картинка» теперь постоянно расходилась с личным опытом и предположениями зрителя, а каждое такое несоответствие мозг наказывает сокращение уровня дофамина. То есть в ходе просмотра у зрителя вместо эйфории возникает абстинентный синдром. Ну а кроме того, с экрана попер надоевший уже «примитив», «шаблонность» и «алогичность» поступков. Увы. Но есть и хорошие новости.

Pro

1. Любовь побеждает смерть. Эта идея проходит через весь сезон. В разных видах, у разных персонажей, но любовь — побеждает. Причем даже когда герой гибнет, победителем все равно остается любовь. Пока смотрел «Утопию 2» — постоянно к этой мысли возвращался. Что, кстати, компенсировало нехватку дофамина и мне становилось хорошо.


Любовь «Ромео и Джульетты», но со счастливым концом


Любовь, которую удалось пронести через всю жизнь, и которая победила все, даже после смерти


Любовь, которая дала силы совершить невозможное и смерть — отступила

2. В сериале за глупостями и ерундой, опять проглядывают реальные картинки современной политики. Например, наглядно показана разница между старой «национальной элитой» и «новой глобальной». Ну и трагедия ситуации, когда одни понимают, но не могут, а другие могут, но не ведают что творят. А еще в сериале хорошо показано как «молодые отморозки» даже побеждая тактически, стратегически — все равно проигрывают. Жизнь сложнее взглядов технократа, а самый хитроумный план, с нексколькими контурами надежности и длинной в пол века летит к чертям просто потому, что несколько фриков решили обсудить комикс в реале... А вот как выглядела сама встреча:



Особенно впечатлил взгляд «старой» элиты на «новою»:



Вообще, вся сцена (36 минута первой серии) разговора «новых» со «старыми» — чудесна: и по игре, и по смыслу, и как пример «реал политик».

3. На примере министра здравоохранения хорошо показано, что такое «политическая марионетка», «субъектность» и «подлинность». Ну и вообще, показательна судьба человека, которые не обладая субъектностью оказывается в политике. Министр здравоохранения из сериала прекрасно показывает коллизию отношения западных элит к отечественной власти. Ну, или более простая аллюзия со судьбой Литвиненко. Пероснажи, на мой взгляд, не только внешне похожи, но и столь же бессубъектные марионетки в чужой игре, со схожим и закономерным финалом:


Министр здравохранения из сериала Утопия


Александра Литвиненко. Фото: PHOTAS / PA Photos / ТАСС

Причем, как мне кажется, аллюзию на Литвиненко авторы вставляют умышленно:


Фальсификация самоубийства минситра здравоохранения. Смотрим на этикетку

4. При всем обилии крови и кишок, тем не менее через весь сезон красной нитью проходит идея, что убийство человека это красная черта, возврата из-за которой — нет. Как и в первом сезоне поднимется «достоевский» вопрос: «тварь ты или право имеешь». И когда главному герою ради спасения миллионов необходимо убить одного (всего одного!) человека, то делает это он как Раскольников: в полубреду, превозмогая себя и через силу. Причем фактически это не первое совершаемое им убийство, да и только что, он всадил нож по рукоятку в живот своей жертвы. Но то было другое, то было сделано случайно, в борьбе, а тут — надо совершить персональное, целенаправленное убийство беззащитного. Да еще и того, кто вроде как тебе напрямую уже угрозы не представляет, но добить его необходимо ради высшей цели:





Опять же, на практике во всей красе показан эффект «проблемы вагонетки»:


Дилемма трамвая. Когда людей спрашивают, как они поступят в этой ситуации, почти все говорят, что переведут стрелку. В конце концов, лучше погибнет один, чем четверо, правда?


Дилемма трамвая, сценарий 2. В данной ситуации почти никто не выражает желания столкнуть человека. Почему? На этот вопрос отвечают так: «Это будет убийство» или «Это просто неправильно».

Но это я опять отвлекаюсь на биологию. С нравственной же точки, как ни странно, фильм подспудно внушает зрителю, что убивать — нехорошо, что это — грех. И что кем бы ты ни был, убив, перейдешь на «другой» берег и возврата назад не будет. Никогда.



5. Хорошо на практике показано значение понятий «риал политик» и «субъектности» с «подлинностью». Например, один из персонажей фильма на протяжении двух сезонов проходит мучительный путь от «маленького» как бы «хорошего человека», до обретения этой самой «субъектности» с «подлинностью» (шестая серия 25:50). Через ошибки, предательства, покаяния — он идет к финальной сцене, где преодолев и прельщение, и свою «ничтожность», он становится личностью, обретает «самость»:



В определенном смысле «Утопия» кино очень христианское: сквозь мат, кровь и преступание всех мыслимых заповедей вдруг отчетливо во всей красе проступает «Нагорная проповедь»:



В Утопии на примерах разбирается как себя должен вести человек, что такое добро, что такое любовь. Что бывает, когда человек преступает через нравственные законы, зачем ему нужна семья, вера и любовь. Рассказано просто и ясно, на доступном для современного западного человека языке, применены для пояснений наглядные и понятные примеры, взятые из обыденной жизни. Причем, говорится не о формальной стороне жизни, не о том, что, например, ругаться матом — нехорошо, а о том, как человеку надлежит жить, чтобы оставаться человеком, а не превращаться в зверя. О том, что в каждом есть как и хорошее, так и плохое, а человеку дана свобода выбора на чью сторону стать. Что пока мы живы всегда остается шанс исправить сотворенное зло, ну или хотя бы попытаться его искупить. Что самый слабый человек, но с верой, способен победить зло, перед которым не устоят самые сильные. Ну и так далее.

6. Второй сезон сохраняет прекрасную визуальную картинку и чудесный саундтрек. И тем, и другим можно наслаждаться безотносительно к фильму. Это просто красиво











7. Семейные ценности. Семья показана одним из краеугольных камней человечности. Силой, что меняет людей, помогая им обрести себя, преодолеть обстоятельства и наполнить смыслом в существование.


«Идеальный» убийца находит счастье в семейной жизни, которая только и может ему помочь переродиться

Тема семьи в сериале рассматривается с разных сторон и во всевозможных обстоятельствах. Семья становится одним из воплощений любви в миру.


Попытка защитить и спасти свою семью придаёт смысл жизни герою сериала и дает ему силы на преображение себя

В заключительной серии есть момент, где сила семьи показаны с пронзительностью библейской притчи (6 серия 27:50):


Сила материнской любви изгоняет «бесов» из подростка и делает то, что не смогла сделать просто сила

В совсем коротком фрагменте, очень просто, всего в дюжине слов, сказано главное о том, что такое семья, воспитание детей и любовь. Никак не ожидаешь подобного, в трэше, где мат и кишки превышают все мысленные пределы. Кстати, заодно показано почему временами надо быть строгим с детьми, и что бывает, если этого не делают. Ведь наказание это не только насилие, это еще и одна из форм проявления любви. Лишая ребенка наказания, вы лишаете его ощущения любимости.

8. Прельщение злом. Эта тема проходит по всем сериалу, многажды раз повторяясь в разных вариантах.



Причем прельщение показано не шаблонно, типа, предать своих «за банку варенья и кулек печенья», хотя есть и такое:


5 миллионов за спасение мира или семья: трудный выбор

Варианты прельщения показаны очень разные, причем иногда мотивы героев — самые благие, но если утрачено различение добра и зла, то побеждает, как правило, — зло.


«Легкий выбор»: убить свою семью и себя ради высшей цели


«Спящие» убийцы, которые по команде готовы выйти из тени и начать убивать по приказу


Перед убийством, герою физически плохо, его рвет, но он осмысленно, прельщенный злом, идет на переступание через запрет убийства


Последнее испытание: убить по приказу — перейти Рубикон

Contra, или о том, что не понравилось:
1. Упал общий уровень содержания. Во вступлении попытался объяснить в чем, на мой взгляд, дело. И то, что сериал после второго сезона закрыли, мне кажется, — закономерно

2. Оживили убитых в первой части главных героев





И даже тех, кто был мертв еще до первого сезона.



Такой ход превращает сюжет в фарс.

3. Попытки логического увязывания сюжета и объяснение происходящего приводят к куче ляпов и нестыковок, о которые постоянно спотыкаешься во время просмотра. Ну а главное, авторам теперь все время приходится натягивать сову сюжета на глобус рациональности. Результат — понятен: страдает и то, и другое, и зритель

4. Бессодержательность. По сравнению с первым сезоном, в содержание не привносится ничего нового. Вместо этого делаются попытки растолковать сюжет первого сезона и как-то его логически завершить. Получается не очень убедительно

Ergo
На удивление, хотя плюсов получилось больше чем минусов, но «Утопия 2» в целом, не понравилась. Из по-своему выдающегося, сериал превратился в развлекательный, неглупый, в временами даже интересный, но — пустой и вторичный. На мой взгляд, если для кого просмотр и представляет интерес, так это для интересующихся кризисом западной культуры и тем, как она себя осознает. Например, а Британии с 2009 по 2014 год вышла целая череда нетривиальных сериалов, в которых, в разной форме, показано что общество зашло тупик и выхода нет. Точнее есть, но складывается впечатление, что авторов сериалов они пугают даже больше, чем сам тупик. И кто знает, может брекзит имеет схожую природу? А вроде бы всего лишь посмотрел конспи сериал в стилистике Гая Ричи...



Tags: Кино, Рецензии, Сериал
Subscribe

Posts from This Journal “Сериал” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments