Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Франсуаза Барб-Галль. Как говорить с детьми об искусстве




Необычная научно-популярная серия книг об искусстве для детей. В 2007 году вышла первая часть, а в 2015 — вторая, посвященная исключительно искусству XX века. Особенность книг Барб-Галль в том, что хотя они для детей, но адресованы — родителям их можно назвать методичками о том, как и что рассказывать детям об искусстве.

Структурно, книги состоят из трех частей. В первой объясняется методика: как рассказывать детям об искусстве, как их заинтересовать, как лучше организовать поход в музей и так далее. Во второй дается краткий ликбез по искусству для родителей: терминология, история, классификация, ну и ответы на часто задаваемые вопросы. В третьей — разбираются конкретные произведения. Причем для каждой детской возрастной группы (от 3 до 5, от 8 до 10 и от 11 до 13) дается свой сценарий рассказа.
С одной стороны такой подход выглядит прекрасной идеей. Во-первых, формируются искусствоведческий кругозор. Во-вторых, то, что каждый объект рассматривается с позиций трех возрастных групп позволяет создать разноплановую картину восприятия. Да и просто интересно читать объяснения искусствоведа, ведь, увы, язык искусства в наши дни стал почти «мертвым». В книгах же Бараб-Галль дан не только «перевод», но и толкование с комментариями.

Но, увы, как часто бывает у оригинального подхода Барб-Галль вторая сторона. Дети не дураки, и если родители «не в теме», то они это рано или поздно все равно почувствуют, что компетентность и любовь к искусству были не настоящие, а из «методички». Да и по содержанию встает вопрос и к автору, а насколько она сама в теме того, о чем пишет. Вот, например, что она пишет о голландцах на примере Яна Вермеера (стр. 122):


Ян Вермеер (Вермеер Делфтский) Ок. 1669-1670. Холст, масло. 44 х 38 см Государственный музей (Рейксмузеум), Амстердам, Нидерланды

«Что написано в письме? Хороший вопрос! Увы, мы не знаем и никогда не узнаем, что в письме и кто его написал... Но художник оставляет несколько подсказок: дама, которой адресовано письмо, красиво одета и тщательно следит за своей внешностью. Картины у нее за спиной - это отголоски мечтаний, уносящих ее прочь от домашних забот. Служанка поспешила вручить ей письмо, а теперь задержалась посмотреть, как воспримет его госпожа... Музыкальная тема символизирует стремление к гармонии... Вся ситуация наводит на мысль о том, что это письмо любовное»


Такое чувство, что автор либо не в курсе символизма голландской живописи, либо умышленно его скрывает. Но зачем? Ведь можно взять «Искусство видеть» Даниэля, открыть ее на разделе посвященном голландской живописи и на примере Габриеля Метсю узнать, о чем было письмо на картине Яна Вермеера.


Габриель Метсю «Женщина, читающая письмо» (Лондон, собрание Бейт)

«В голландской живописи 17 века был весьма широко распространен мотив чтения письма. Введение в композицию картины с морским видом делало смысл сцены вполне прозрачным для современного зрителя: образ моря с его непостоянством воспринимался как символ любви, и, стало быть, речь шла о чтении любовного письма. В композиции Габриеля Метсю „Женщина, читающая письмо“ ситуация несколько усложнена: рядом с читающей дамой изображена еще и служанка, доставившая письмо. Соблюдая известную дистанцию, чтобы не мешать чтению, она, однако, не утратила любопытства и как бы непреднамеренным жестом приоткрывает занавеску висящей на стене картины. Смысл действия служанки заключается в символическом подглядывании, ибо за занавесом открывается вид бурного моря, иносказательно представляющий содержание письма»


То есть что получается в результате? Благими намерениями выстилается дорога в ад, потому что по факту книга формирует типичны карго культ искусства: то есть не очень ориентирующиеся в теме родители, как могут пересказывают уже сильно опрощенное знание детям. А дети? Едва ли обманом можно привить любовь. А культура? Едва ли опрощенное знание поможет сохранить культурный уровень.

Об авторе



Франсуаза Барб-Галль — французская писательница, искусствовед. Автор нескольких научно-популярных книг об изобразительном искусстве, в том числе переведенных на русский язык. Преподает в Школе Лувра (Die École du Louvre), престижном высшем учебном заведении, созданном в 1882 году. Основные направления история искусства, археология, эпиграфика и музееведение.

PRO

  • Просто, понятно и с примерами об искусстве

  • Хорошая подборка работ, дающая хоть какую-то целостную картину о рассматриваемых эпохах

  • Объяснения разного уровня для одного и того же объекта

  • Краткий ликбез по искусствоведению


CONTRA

  • Опрощенность содержания (см. пример с Вермеером)

  • Странные фантазии автора на околокультурные темы (стр. 123):

«Между прочим, в XVII веке Голландия считалась самой чистой страной в Европе. Свои дома голландцы без конца скребли и мыли снизу доверху, и в помещении всегда было сыро. Известно, что гостившие там иностранцы жаловались на „нелепую“ голландскую чистоплотность, из-за которой они постоянно простужались»



  • Формат методички, искушающий родителей воспитывать детей не включая мозг

  • Это дискуссионный момент, но автор явно закладывает в текст определение идеологемы, которые родители будут транслировать детям сами того не понимая


ERGO

И тем ни менее книга понравилась. Читать было и полезно и интересно. Только, все же не стоит использовать ее как методичку. Это скорее — как букварь, на котором можно делать первые шаги в понимани или хотя бы ознакомлении с изобразительным искусством. И если делать это вместе с детьми, то тогда «слабые» стороны книги могут стать сильными. Вместо обмана, например, возникнет доверие и близость, а вместо видимости кругозора, он и правда образуется, через какое-то время, если продолжить самобразование. И кстати, Барб-Галль во втором томе сама обращает на это внимание. В любом случае, не знать что-то — не стыдно, это не умалит авторитет родителя, в отличие от попытки ребенка обмануть. Жалко что подобная литература стала у нас дорогой. Тоненькая книжка (порядка 200 стр), маленького формата (А5), в мягком переплете стоит 600-700 рублей. Ну а так как издание специфическое, то и в оцифрованном виде Барб-Галль удалось найти только одну книгу (первую часть «Как говорить с детьми об искусстве»), увы, с низкого качества иллюстрациями. Вот как оно в книге:


Уильям Тёрнер. Дождь, пар и скорость (Rain, Steam and Speed). 1844. Холст, масло. 91 × 121,8 см. Национальная галерея, Лондон. Скан из электронной книги

И вот на что оно похоже на самом деле:


Уильям Тёрнер. Дождь, пар и скорость (Rain, Steam and Speed). 1844. Холст, масло. 91 × 121,8 см. Национальная галерея, Лондон

Tags: Живопись, Искусство, Книги, Рецензии
Subscribe

Posts from This Journal “Книги” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments