Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Н.Н. Трухина. История древнего Рима (2007)



После прочтения книги Мэри Бирд «SPQR. История Древнего Рима» решил освежить фактологию Римской истории в классическом «варианте». Набрал в поиске "История Древнего Рима" и одной из первых получил одноименную книгу Н.Н. Трухиной. По обложке и оглавлению не сразу сообразил, что это школьный учебник, и только предисловие, начинающееся с:

«Совсем недавно вы изучали историю древних греков. Этот народ оставил нам в наследство великую культуру: выдающиеся произведения поэзии, философии, архитектуры, скульптуры»


... несколько удивило. Еще раз посмотрел кто автор, вполне себе авторитетный историк:


Трухина Наталия Николаевна Кандидат исторических наук, доцент (1987).

Область научных интересов — политическая история поздней Римской республики, история раннего христианства. Окончила исторический факультет МГУ, написала дипломную работу на тему «Римская диктатура V–III вв. до н.э.», научный руководитель — проф. И.Л.Маяк. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Борьба сенатских группировок в конце III — начале II вв. до н.э.», научный руководитель — проф. И.Л.Маяк.

А когда понял что к чему, решил все равно прочесть, так как давно было интересно, чему же сейчас учат на уроках истории. Справедливости ради, в другом издании сказано, что учебник экспериментальный, и тем не менее читая, испытывал чувство недоумения. С одной стороны, в учебнике, например, кратко пересказывается Энеида Вергилия:

«Великий римский поэт Вергилий, используя древние исторические предания, написал поэму о происхождении латинского народа. Главный герой ее носит имя Эней, и в честь него поэма называется «Энеидой». <...> Вергилий продолжил рассказ Гомера о Троянской войне. В последней песне «Илиады» описываются похороны Гектора, а в начале «Энеиды» римский поэт поведал историю гибели Приамова града. Он рассказал, как греки внезапно отплыли от троянской земли, оставив на берегу огромного деревянного коня; в его полом брюхе прятались отборные воины. Радостные троянцы высыпали из города, дивясь бегству врагов и гадая о назначении их странного сооружения. Жрец Лаокоон молил сограждан не принимать вражеского дара, как вдруг из моря выплыли две огромные змеи и задушили мудрого советчика и юных его сыновей»


И так далее. Ну или даже Евангелие с краткой историей церкви:

«Рождество. В правление царя Ирода и кесаря Августа в Иудейской земле родился учитель и пророк Иисус, которого многие признали долгожданным Мессией, по-гречески — Христом. О рождении и жизни Иисуса Христа рассказывают четыре Евангелия („Благовествования“), написанные учениками Христа и спутниками его учеников. Евангелия повествуют о следующих событиях. »


В дополнение к этому, в приложениях к книге собрано много иных отрывков из исторических и литературных источников времен Древнего Рима, что — здорово. Вне культурного контекста историю полноценно не понять. Но есть у книги и другая сторона, печальная. По такому школьному учебнику не только нельзя что-либо понять, в нем и с фактами-то проблема. Они так затейливо перемешаны с мифами и пропагандой разных видов, что отделить одно от другого не уверен, что смогут и школьные учителя. Религиозные вопросы я трогать не буду, но например, история Спартака-то зачем дается словно мы до сих пор в XIX веке? Зачем детям забивать голову подобной антиисторичной ерундой:

«Рабские восстания обычно кончались поражениями и отличались одной особенностью: мятежные рабы жестоко мстили свободным людям за свои былые унижения, но даже и не думали отменять рабовладельческие порядки. <...> В противоположность им Спартак по-настоящему сражался за свободу, пытаясь увести своих товарищей из страны рабства. Он не хотел подражать тем порядкам, от которых пострадал сам. И соратников своих он старался отучить от рабских пороков, чтобы из них получилась не разбойничья шайка, а дисциплинированное войско, достойное свободных людей»


Ну или:

«Греки женились для того, чтобы иметь потомство. Римлянин брал себе жену в качестве помощницы и подруги»


Или:

«В этом звании он подавил опасный антигосударственный заговор, в котором принимали участие ветераны Суллы и бывший помощник диктатора — убийца и злодей Катилина»


У Бирд, кстати, хорош разобрана ситуация с Катилиной, и вот как раз это бы было очень полезно школьникам уметь понимать. Глядишь, и не смог бы тогда Навальный манипулировать взрослыми людьми как котятами. Ну или вот еще:


Цицерон произносит речь против Катилины в Сеннате (фрагмент картины Чезаре Маккари 1882–1888)

Все бы ничего, но и Сенат выглядел не так, и вообще, это романтизация XIX века, мало общего имеющая с реальностью:

«Для начала, Цицерон на картине — седовласый государственный муж преклонного возраста, а Катилина — угрюмый молодой негодяй. На самом деле обоим должно быть около сорока лет, Катилина при этом года на два старше. Кроме того, собрание кажется неправдоподобно малочисленным, если только не вообразить, что остальные находятся где-то за сценой. Едва ли наберется 50 сенаторов, присутствующих на столь важном выступлении. В середине I в. до н.э. в сенат входило около 600 членов. <...> Что касается обстановки, то на картине она выглядит вполне в римском духе, за исключением огромной колонны, заканчивающейся вне поля зрения, и роскошной отделки стен разноцветным мрамором, что слишком шикарно для любого сооружения в Риме того периода. <...> Рим времен Цицерона, уже город-миллионник, еще был выстроен преимущественно из кирпича или местного камня и представлял собой тесный лабиринт запутанных улиц и темных переулков. Приезжему из Афин или египетской Александрии, где и правда встречались сооружения в стиле картины Маккари, город мог показаться неинтересным, если не сказать убогим.» Отрывок из книги: Мэри Бирд. «SPQR: История Древнего Рима».


И такого в учебнике много, но и с этим можно было бы смириться. Понятие «исторический факт» вещь сложная, иногда напоминающая оксюморон. Но с чем, на мой взгляд, смириться нельзя, так это с тем, что из учебника совершенно непонятно зачем изучать историю вообще и Древнего Рима, в частности. Вот почему отдельный учебник посвящен Риму? Почему не древнему Китаю? Или Египету? Или Персии? При этом, для подачи материала выбрана странная форма, напоминающая песню акына-экскурсовода: «посмотрите налево, посмотрите направо», при той же, увы, относительной степени достоверности. Но когда такие же около исторические «басни» несут экскурсоводы туристам в том же Риме, да и вообще, в почти любом популярном историческом месте, это понятно и, по большому счету, большинство устраивает: «одни делают вид что им интересно, а другие, что они знают историю». Но в учебнике разве так можно?

И тут мы подходим к главному. Проблема учебника Трухиной, на мой взгляд, в том, что он написан для воспитания поколения обслуги и плебса, изящества ради называемых элитой: «квалифицированными потребителями». Потребителю нет необходимости что-то понимать, ему достаточно уметь ориентироваться в  рекламе и быть способным сделать «экономически эффективный» выбор. Этому учебник и учит, а вот думать, анализировать, рассуждать, то есть всему тому, что будет мешать детям вырастать потребителями, — нет, а поэтому оно из учебника исключается. С одной стороны, все логично, а с другой, в плане стратегических целей, такой подход выглядит даже немного фантастично. Вот кто и зачем будет проводить такую глобальную трансформацию и образования, и общества?

Но стоит прочесть, например, «Экономику и культуру» Дэвида Тросби, как пазл начинает сходиться. Тросби как раз обосновывает и описывает механизмы специфической трансформации культуры под глобальную экономику потребления, одним из пунктов предлагает разделить единую пока еще культуру на три вида: для господ, для обслуги и для плебса. Учебник строго ложится в эту программу, которая была начата в 90-х, и судя по содержанию, мы имеем, скорее всего, дело с формированием культуры второго типа, то есть не для плебса, а для обслуги, которая должна знать про Вергилия, но не понимать зачем он «господам».

Для сравнения, Мэри Бирд пишет для «господ», и предлагая рассматривать проблемы с разных сторон, обращать внимание на несуразности в чужих мнениях, искать противоречия в источниках, осуществлять технологическую критику и, главное, пытаться из происходящего делать выводы, искать закономерности и формулировать законы развития социума. То есть она учит тому, что необходимо знать господам, чтоб править плебсом и управлять слугами, которых образовывать надо до уровня, когда они будут достаточно понимать желания господ. Учебник Трухиной с эти справляется неплохо. Кстати, совсем уж откровенно на эту тему пишет Марк Сидоний Фалкс (Джерри Тонер) в «Как управлять рабами».

В этом, как говорится, «две большие разницы» преподавания культур первого и второго типа. Третий же тип, я подозреваю, можно встретить в учебниках «национальных» окраин бывшего СССР. Там должен быть сконструирован специальный исторический бред для плебса, чтоб оный сидел спокойно в своем гетто и наслаждалось гордостью за «вырытое» предками Черное море. В общем, теперь захотелось перечитать Тросби.

Но если отвлечься от проблем культурологии, то прочел учебник с интересом. Едва ли он чему-то учит, но освежить фактологию и общую картину — позволяет.
Dixi

Tags: История, Книги, Рецензии, Рим
Subscribe

Posts from This Journal “Книги” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments