Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Джастин Курзель. Кредо убийцы или легенда о Великом инквизиторе, ставшая былью

assassins-creed-movie-uk-2.jpg
«Кредо убийцы» (англ. Assassin’s Creed) — американский научно-фантастический боевик режиссёра Джастина Курзеля по мотивам популярной серии компьютерных игр Assassin’s Creed. В главных ролях: Майкл Фассбендер, Марион Котийяр, Джереми Айронс, Брендан Глисон, Майкл К. Уильямс
«Король
Но Карл — единственный мой
Кому наследье предназначу?
Инквизитор
Тленью,
Но не свободе!»

Шиллер. Дон Карлос.
Действие пятое. Явление Десятое

После Макбета стал за творчеством Джастина Курзеля следить и пройти мимо его «Кредо убийцы» не мог. Сразу скажу, что в одноименную игру, легшую в основу сюжета фильма, не играл, но много лет о ней знал, рекламные ролики видел и в целом представлял о чем там речь. После официальной премьеры проглядывал отзывы и рецензии, бывшие в основном негативными, но посмотрев фильм, не могу с ними согласиться. Большинство, если не брать в расчет фанатов игры, отзывались о фильме как о тупом и непонятном. Что странно, так как фильм, наоборот, показался довольно осмысленным и даже несколько более интеллектуальным, чем стандартный приключенческий боевик. Не говоря уже о том, что идеологически он явная вариация на легенду о «Великом инквизиторе» Достоевского.

Что не понравилось:

  1. Боевиковая часть. Особенно с момента восстания. Скомкано, стандартно, бестолково, но это дань жанру. Без «драчек» какой боевик?

  2. Недостаточно визуальной курзельщины, то есть временами очень «графичные» кадры, но потом картинку всячески запихивали в формат жанра.

  3. «Неряшливость» сюжета. С одной стороны, сюжетные огрехи маскирует сама фабула, а с другой — столь мелкие и явные нестыковки с провисаниями как-то несолидно для постмодерниста Курзеля. Вот явная халтура, увы

  4. Скомканный финал, словно парням сказали: «Так у вас 10–15 минут, чтоб все завершить и будем снимать следующий фильм»

  5. Историческая часть сделана в духе Дэна Брауна, захватывающее, но уж слишком псевдоисторично



Что понравилось:

  1. Фильм — красивый. Особенно в исторической части

  2. Может из-за того, что я недавно смотрел наш «Викинг», но понравилась игра актеров. Персонажи фильма, конечно, немного бестолковые и ходульные, но вместе с тем им сопереживаешь, они не лишены человеческой привлекательности, в отличие от того же героя Козловского.

  3. Но главное, понравилось, что в фильме за развлекательной мишурой показана фундаментальная проблема человечества. В своем развитии, мы все ближе подходим к черте, когда существующая «свобода», при сохранении человеческих качеств, становится самоубийственна. Всегда найдется безумец, который ради «высших» целей будет готов уничтожить человечество, но если раньше, у него не было возможности это сделать, то в ближайшем будущем развитие науки и техники эту возможность — даст. И что тогда? «Инферно», «Утопия», теперь вот «Ассасин» — идеологически они именно об этой проблеме...




Показательно, что всем перечисленным фильмам, присуща одна общая черта: «зло» имеет видение будущего и волю к ее реализации, тогда как «добро» в состоянии лишь героически сдохнуть на пути «зла», при этом даже не будучи в состоянии объяснить, а зачем оно это сделало? Силы «добра» в современной культуре не имеют своего видения будущего, стратегически постоянно проигрывают, только тактически и благодаря счастливому стечению обстоятельств чудом побеждают лишь в самом конце. Вопрос при этом, а «что же дальше?» так и остается открытым.



Можно сколько угодно демонизировать глобалистов или фашистов, но они имеют проекты будущего и борются за их реализацию. Тогда как остальное человечество, смотрит на происходящее с растерянностью, предпочитая не замечать приближение конца старого мира. Собственно и трагедия-то крушения коммунистической идеи в том, что она как раз пыталась найти решение в интересах большинства, тогда как победившие ее оппоненты выступают от лица элитных меньшинств.



К кому относятся тамплиеры из фильма? По всем признакам, они — вариация на тему глобалистов. Причем есть интересное высказывание одного из лидеров тамплиеров, что мол сначала они хотели обуздать человечество войнами, потом потреблением, но ясно, что все дело в «свободе воле» и что необходимо сокрушить именно ее. А как и зачем, так это же практически буквально по фильму, описал Достоевский в братьях Карамазовых:

«О, пройдут еще века бесчинства свободного ума, их науки и антропофагии, потому что, начав возводить свою Вавилонскую башню без нас, они кончат антропофагией. Но тогда-то и приползет к нам зверь, и будет лизать ноги наши, и обрызжет их кровавыми слезами из глаз своих. И мы сядем на зверя и воздвигнем чашу, и на ней будет написано: «Тайна!» Но тогда лишь и тогда настанет для людей царство покоя и счастия. <...>

О, мы убедим их, что они тогда только и станут свободными, когда откажутся от свободы своей для нас и нам покорятся. И что же, правы мы будем или солжем? Они сами убедятся, что правы, ибо вспомнят, до каких ужасов рабства и смятения доводила их свобода твоя. Свобода, свободный ум и наука заведут их в такие дебри и поставят пред такими чудами и неразрешимыми тайнами, что одни из них, непокорные и свирепые, истребят себя самих, другие, непокорные, но малосильные, истребят друг друга, а третьи, оставшиеся, слабосильные и несчастные, приползут к ногам нашим и возопиют к нам: «Да, вы были правы, вы одни владели тайной его, и мы возвращаемся к вам, спасите нас от себя самих». <...>

О, мы убедим их наконец не гордиться, ибо ты вознес их и тем научил гордиться; докажем им, что они слабосильны, что они только жалкие дети, но что детское счастье слаще всякого. Они станут робки и станут смотреть на нас и прижиматься к нам в страхе, как птенцы к наседке. Они будут дивиться и ужасаться на нас и гордиться тем, что мы так могучи и так умны, что могли усмирить такое буйное тысячемиллионное стадо. <...>

Да, мы заставим их работать, но в свободные от труда часы мы устроим им жизнь как детскую игру, с детскими песнями, хором, с невинными плясками. О, мы разрешим им и грех, они слабы и бессильны, и они будут любить нас как дети за то, что мы им позволим грешить. Мы скажем им, что всякий грех будет искуплен, если сделан будет с нашего позволения; позволяем же им грешить потому, что их любим, наказание же за эти грехи, так и быть, возьмем на себя. <...>

Мы будем позволять или запрещать им жить с их женами и любовницами, иметь или не иметь детей — всё судя по их послушанию — и они будут нам покоряться с весельем и радостью. Самые мучительные тайны их совести — всё, всё понесут они нам, и мы всё разрешим, и они поверят решению нашему с радостию, потому что оно избавит их от великой заботы и страшных теперешних мук решения личного и свободного. <...>

Будет тысячи миллионов счастливых младенцев и сто тысяч страдальцев, взявших на себя проклятие познания добра и зла. Тихо умрут они, тихо угаснут во имя твое и за гробом обрящут лишь смерть. Но мы сохраним секрет и для их же счастия будем манить их наградой небесною и вечною. Ибо если б и было что на том свете, то уж, конечно, не для таких, как они»


Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы. Часть вторая. Книга пятая. Великий инквизитор


Такое вот "глупое, непонятное" кино. И Курзель — прекрасен. Будет ли вторая часть — не ясно, но постеры в сети уже есть:



Было бы здорово, так как вторая часть по идее должна быть в Венеции.

PS Да, и с удивлением читал жалобы, что мол половина фильма на испанском и ничего не понятно. Это, конечно, тоже Курзель виноват, но можно включить субтитры. Под испанский там отдельная дорожка прописана.
Tags: Достоевский, Кино, Курзель, Рецензии
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments