Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Лунный свет / Moonlight (Барри Дженкинс / Barry Jenkins) [2016, США, Драма]


Лунный свет / Moonlight
Режиссёр: Барри Дженкинс
Сценарий: Барри Дженкинс, Тарелл Элвин Маккрейни
В ролях: Махершала Али, Наоми Харрис, Жанель Монэ
Композитор: Николас Брителл
Бюджет: 1,5 млн $
Сборы: 65 046 687 $


«Лунный свет» стал обладателем Оскара за лучший фильм в 2017 году и еще более трех десятков наград. И хотя определенные обертона «всеобщего восхищения» ясно указывали, что фильм мне не понравится, собрался с силами и посмотрел. Предчувствия не обманули, фильм странный, вызывающий недоумение и ощущение, что тебя разыграли. И речь даже не о том, за что Оскар, а вообще, как этот будто специально слепленный под кинопремию «Франкенштейн », вообще появился на свет? Зачем?

Во время просмотра все время ждал, что вот-вот сейчас что-то наконец произойдет. Например, главный герой вырастет в личностном плане, или будет нестандартный поворот сюжета, или авторы скажут зрителю что-то важное, ну или хоть что-то, ради чего стоило два часа смотреть фильм о негре гее и его матери наркоманке, зарабатывающей на дозу проституцией. Но нет, даже став громилой-бригадиром драгдилеров, главный герой остается, по сути, все тем же ребенком из начальной школы, просто теперь большим, вооруженным и с золотыми фиксами.



Режиссер картины с гордостью в интервью рассказывал, что актеры, игравшие главного героя в разные этапы его жизни, никак до завершения съемки не пересекались и поэтому каждый создавал свой образ. Получилось по-постмодернистки круто, удалось добиться эффекта, когда разные актеры, разного возраста, не сговариваясь играют один и тот же образ — 8-10-летнего мальчика, с легкими признаками аутичности. Как перфоманс подобное, наверное, — круто, но как кино больше напоминает учебный фильм о патологиях личности.

Сюжет
Инструментом достижения успеха у критиков режиссер выбрал стандартный социальный сюжет. Вот на чем, вкратце, зиждется «успех» фильма: негры страдают — маленький, несчастный черный мальчик из неполной семьи — он не такой как все — возможно, гей — мать проститутка-наркоманка — нищета — сверстники унижают — добрый драгдилер учит нравственности, одновременно продавая матери главного героя наркотики — друзья предают — мать исправляется — «задохлик» становится «качком», а «задира» — «неудачником». И в завершении истории громила с золотыми фиксами и пистолетом плача говорит школьному другу, что мол «после тебя десять лет до меня никто не дотрагивался».

Еще бы сделать главного героя инвалидом, тогда успех был бы полнее. И вынужден огорчить толератистов насчет образа «негра-гея». Этого главный герой про себя выяснить так и не смог. В школе у него был странный опыт, в результате которого, его было уже почти трахнул школьный товарищ (единственный, кто относился к нему хоть с какой-то симпатией), но — не сложилось. Впрочем «товарищ» трахал все, что получалось не заморачиваясь полом, а главный герой 10 лет «хранил верность», пытаясь хоть на что-то решиться. В любом случае, тема каминг аута осталась нераскрытой.



Кроме того в сюжете много откровенных нестыковок — например, как может уважаемый и авторитетный «бригадир» на районе совершенно не иметь веса среди криминализированных школьников? Все знают, что главный герой практически приемный сын «главного бандита» и? Обычно таких не пинают после уроков. Или «Выруби с одного удара» это вообще-то игра с определенными правилами, и то, что показано в кино имеет к ней слабое отношение. И что, правда нищета негритянского гетто настолько гламурна, что одежду сушат на улице? А «торчащая» мать, в перерывах между «клиентами» и ширяевым стирает майки сыну? Такому как-то не веришь, уж больно условно бессвязны детали, словно глянцевый журнал листаешь.

Актеры
Актеры — хорошие, жаль играть им нечего. Образы героев в фильме, схематично примитивные, не меняющиеся в ходе развития сюжета. Этакие шаблоны-типажи, временами еще и несуразные. Причем изменений нет не только внутренних, но и внешних. И если главный герой, вырастая, меняется настолько, что для него нужны разные актеры, то окружающие его взрослые фактически остаются прежними. Например, на каком кадре персонаж старше (разница лет 6-7)?





И даже мать, сидевшая на внутривенных наркотиках лет 10, практически не стареет и не меняется психологически. И это после стольких лет на «игле» и проституции за «еду»?


Мать ребенка (не внутривенные наркотики)


Мать подростка (внутривенные наркотики)


Мать драгдилера (после лечения от наркозависимости)

Кстати, в матери, явно проступают шизофренические черты, она переключается между «хорошей» и «плохой» почти без переходов. Неудивительно, что ребенок вырос с сильными психическими отклонениями.

Картинка
Картинка довольно неряшливая, не оригинальная но ремесленно-профессионально сделанная. Огламуренная как бы Догма для домохозяек.



Да, нашему, прости господи, кинематографу до такой картинки — далеко, но меня не оставляло ощущение, что я кадры из Лунного света уже где-то видел. Поискал, и правда:



Понятно, что едва ли черная аудитория смотрит корейцев, поэтому режиссер, видимо, решил не париться с «рерайтингом» и сделать «копипаст». «Снежки» же не посмеют против черных братьев возбухнуть, йоу браза? Хотя не уверен, что «белые» сильно о корейцах в курсе. Мне кажется большинство Барри Дженкинса от Вонг Карвай и не отличит особо. Разве что цветом кожи актеров.

Итог
Ну а что в итоге? Почти два часа наблюдаем «взросление» представителя инфантильного поколения с претензиями на «тонкость» и «инаковость», отягощенное явными психиатрическими проблемами. Да, у негров и правда узкое окно возможностей в жизни, но фильм как будто не об этом, душевные метания по поводу ориентации тоже показаны вскользь и выглядит неправдоподобно. В восхищенных отзывах пишут о «поисках себя»? Ну что, парень себя нашел? Он будет подсаживать на «иглу» чужих матерей, плодить таких же уродов, как он сам, но при этом терзаться насчет своей гендерной идентичности. Достойный выбор, что тут скажешь. Видимо, посмотрев это, я должен был «понять» и «простить», но если такова была сверхзадача режиссера, то он с ней явно не справился. Присудившие фильму Оскар «белые» возможно даже всплакнут при просмотре и все «поймут» в кинотеатрах, оправдывая главного героя тяжелым детством и несправедливым устройством жизни, но выйдя с просмотра предпочтут переселяться из районов, где появляются черные.

Кто снял

Барри Дженкинс (Barry Jenkin) — американский режиссёр и сценарист. За «Лунный свет» был номинирован на «Оскар» в категориях «Лучший режиссёр» и «Лучший адаптированный сценарий» и победил в номинации сценаристов. Дженкинс родился в 1979 году в Либерти-Сити, Майами в семье, где уже было трое старших братьев и сестёр. Его отец умер, когда Барри было 12 лет. На тот момент родители были в разводе, потому как отец Барри подозревал, что тот был рождён от другого мужчины. Учился в Северо-Западной старшей школе Майами и играл за местную футбольную команду. Изучал киноискусство в Университете штата Флорида в Таллахасси.

Pro

  • Фильм получил Оскар и после просмотра можно считать себя изысканным, тонким и очень духовным

  • Душа «отдыхает», слушая все эти бесконечные: «вонючий ниггер», «черное дерьмо» и так далее. Прямо праздник для скинхедов. А вообще, конечно удивительная общественная двуличность. Если бы в «белом» фильме было сказано хотя бы половину того, что говорят негры о себе, то его авторов распяли бы прямо на Таймс сквер. А тут — ничего, он даже Оскара дают.


Contra

  • Бессодержательность. Фильм о том, как сын проститутки стал бригадиром драгдилеров, но так и не стал геем

  • Банальность и пошлость образов и сюжетных поворотов

  • Вторичность картинки + небрежность, это как подделка под бренд для тех, кто бренд видел лишь «на видео издалека»

  • Неправдоподобность в деталях. мелочи, которые замечаешь подсознательно, и отчего нет сопереживания

  • Искусственность истории


Ergo
Не стоит потраченного времени, только если в образовательных целях. К моей коллекции отрицательных социальных маркеров, добавился еще и положительный отклик о «Лунном свете». Если уж человеку фильм нравится, значит что-то с ним не так и надо держать ухо востро.

PS А еще в фильме нет белых. «Лунный свет» это мир без белых. Единственная сцена где я их помню, это закусочная:


Фильм о поисках себя, о чем же еще?

Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments