Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Почему в культуре плохо работают «рыночные» регуляторы?

(продолжение)

Одной из первых проблем, с которой сталкивается «рыночное» государство, начиная вмешиваться в экономику культуры, является ограниченная «работоспособность» там денег. Почему деньги являются таким слабым регулятором в культуре? С чем это связано? О проблеме пагубного влияния рынка на культуру много писали представители франкфуртской школы Т. Адорно [8] и его последователи, поднимавшие проблемы коммодификации [9] культуры. Но как на практике культура может существовать в рыночных условиях и не регулироваться фактором денег?


Второй практической проблемой стал поиск ответа на вопрос: отчего если обычный рынок стимулирует улучшение качества товаров, то в случае культуры он влияет скорее негативно? И могут ли вообще нормально функционировать рынки в условиях отсутствия объективных критериев оценки качества товара? А если нет возможности объективно оценить товар, то как установить цены, которые будут стимулировать производство «качественной» культурной «продукции»? Да и как в принципе теперь определять качество?

Рынок подразумевает конкуренцию, борьбу за снижение издержек, приводит к крупносерийному производству и индустриализации, что в свою очередь выводит на рынок огромное количество новых «товаров». Товаров так много, что с одной стороны у потребителя возникает проблема выбора, а с другой, у производителя, — возникает все повышающийся “барьер” входа на этот рынок. На рынке массовой культуры происходит все то же самое. Например, в настоящее время количество выпускаемой аудио–продукции или печатных изданий во много раз превышает человеческие возможности не только «потребить», но и даже просмотреть все выпущенное. На основании чего в таких условиях делать выбор потребителю?

А как быть автору? Стоимость попадания в сбытовые сети становится по карману только крупным компаниям. Привлечение же посредников, занимающихся продвижением товара на рынке, приводит к тому, что условия творчества начинают диктовать эти посредники, подавляя стимулы к творчеству у авторов. К тому же работа на глобальных рынках требует стандартизации, и «предсказуемости» результатов, из–за чего автор из творца окончательно превращается в ремесленника, обслуживающего интересы посредника.

Но на этом проблемы с посредниками не оканчиваются. Высокий барьер входа на рынок подразумевает серьезные инвестиции, а значит — потребность в каких–то гарантиях для привлекаемых инвесторов. Это автоматически порождает проблему копирайта, которая не только способствует еще большему отчуждению продукта труда от автора, но и затрудняет развитие сферы культуры в целом.

Еще более все запутывает «цифра». Классическая экономика построена на понятии дефицита и материальных балансах. Для возникновения в ней «товара» необходим труд, ресурсы и средства производства. Но для создания любого количества цифровых копий достаточно нажать всего лишь несколько клавиш. И как оперировать в экономике, способной из «ничего» порождать нужное количество товара?

Источники

8. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты
9. Коммодификация (от англ. commodity — товар) Процесс, в ходе которого все большее число различных видов человеческой деятельности обретает денежную стоимость и фактически становится товарами, покупаемыми и продаваемыми на рынке. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.


К оглавлению

Tags: n, Журнал, Конспекты, Культурная политика, Статьи, Экономика культуры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments