Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote,
Культпросвет
cultprosvet_mag

Музыкальное послание Иеронима Босха

«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria.

Иероним Босх (ок. 1460 -1516) Сад земных наслаждений (триптих) Около 1500, музей Прадо, Мадрид, Испания. (высокое разрешение)

Оригинальное название этой работы Босха доподлинно не известно. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка. Музыкальный ад (фрагмент)

Но за огромным числом исследований, посвященных «Саду земных наслаждений», удивительно, что загадочный фрагмент нотной записи, оттиснутый на ягодицах одного из грешников, привлек внимание совсем недавно, причем не профессионалов.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка. Загадочный фрагмент нотной записи

Американская студентка Амелия Хэмрик в 2010 году заинтересовалась изображенным фрагментом мелодии, «на коленке» перевела его «по правилам современной музыкальной нотации, предположив, что тональность нижнего голоса — до мажор, как это было принято в средневековых хоралах».


Адекватность сделанной адаптации вызывает сомнения у специалистов. Существует еще один вариант этого музыкального фрагмента, сделанный в 2003 году шведской группой Vox Vulgaris.


Но как они сами пишут:


  • «... шанс того, что в нашей версии достигается хотя бы приближение к тому, как она могла звучать в Средние века, исчезающе мал. Мы не ищем никаких исторических истин, а некоторые из них и невозможно отыскать, если даже они вообще существуют»


Профессионалы же продолжают обходить стороной вопрос расшифровки нотной записи с картины Босха, предпочитая иные темы исследований. Например в 2010 году оксфордские музыковеды изготовили точные копии инструментов, изображенных на картине. Как пишет The Guardian, звучание инструментов неприятно поразило исследователей. Лишь два из десяти инструментов оказались благозвучными — флейта и барабан.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка. Музыкальные инструменты

И в завершение, третья версия «песни из ада», сделанная приятелем Амелии Хэмрик, Уильямом Эсензо, в «хоральной» аранжировке:


Но окончательно содержание музыкального послания Иеронима Босха в «Саду земных наслаждений» пока остается нераскрытым.

Tags: 1, В поисках автора, Журнал, История, Музыка, Статьи
Subscribe

Posts from This Journal “Музыка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments